Защита государственных и общественных интересов в арбитражном процессе
Статья 53 Арбитражного процессуального кодекса в части первой закрепляет положение, согласно которому органы государственной власти органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Круг субъектов, установленный данной статьей достаточно широк, и, что немаловажно, не отражен в арбитражном процессуальном кодексе.
Одним из субъектов защиты государственных и общественных интересов в арбитражном процессе является прокурор. Согласно статье 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Кроме того, статья 52 Арбитражного процессуального кодекса закрепляет следующие основания обращения прокурора в арбитражный суд:
• с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
• с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
• с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
Прокурор, участвующий в арбитражном процессе, не обладает специальным статусом, как, например, в уголовном процессе, а наделяется процессуальными правами и обязанностями истца. Однако и в этом случае есть особенности. Так, в соответствии с частью 5 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса. Однако, в таком случае, прокурор приобретает не статус истца, а наделяется процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Наравне с прокурором в деле может участвовать истец. В случае, если прокурор откажется от предъявленного им иска, истец вправе требовать рассмотрение дела по существу.
Помимо прокурора за защитой государственных и общественных интересов в арбитражном процессе могут обращаться государственные органы и органы местного самоуправления. Они вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов при наличии закона, наделяющего соответствующие органы правом обращаться в арбитражный суд и публичного интереса, который необходимо защищать.
Однако более спорные вопросы, возникает относительно «иных органов», которые так же отмечены в законе. Так, к иным органам можно справедливо отнести уполномоченных по защите прав предпринимателей. В соответствии с пунктами 4,5,6 части 4 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций; обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности; обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
К иным органам справедливо будет отнести и Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Поскольку, в соответствии с пунктом 32 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» указанным органам предоставлено право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Участие всех вышеназванных органов в арбитражном процессе играет важную роль в поддержании законности. Органы вступают в процесс в роли истцов и не обладают определенными привилегиями в процессе. В целом, по моему мнению, наличие в арбитражном процессе данных органов является оправданным, поскольку в условиях современного общества поддержание законности является одним из ключевых элементов развития общества. И наоборот, отсутствие органов в арбитражном процессе значительно осложнило бы отстаивание публичных интересов государства.
Была ли полезна Вам эта статья
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты