Повторная жалоба или +1 попытка обжалования
Краткое содержание :
После того как все стадии обжалования пройдены есть еще одна возможность обжаловать приговор. Возможность специфическая, непростая в реализации, но она есть - и не только в теории. Разберем подробно с конкретными примерами.
Запрет повторной кассационной жалобы
Механизм новой попытки обжалования заложен в ст.401.17 УПК, которая вроде бы прямо говорит: «Не допускается внесение повторной кассационной жалобы по тем же правовым основаниям, теми же лицами в тот же суд кассационной инстанции, если ранее эта жалоба рассматривалась этим судом».
Очевидная суть этой нормы – второй раз жалобу подать нельзя. Но - нельзя подать тем же самым лицом и по тем же самым правовым основаниям. Строго формально это значит, что жалобу повторно можно подать – если она подается другим лицом и с новыми доводами в жалобе. Но вот тут кроются нюансы.
Другое лицо
Кто это, кроме самого осужденного, уже успевшего свою попытку кассации потратить?
Правом на подачу жалобы независимо от самого осужденного обладают потерпевший, прокуратура и уполномоченный по правам человека. Могут подать жалобу и сообщники при групповом преступлении. Но тут нет речи о повторности – у всех этих лиц своя собственная попытка обжалования, она не связана с жалобой осужденного.
Формально другое лицо - это адвокат осужденного. Можно ли подписать повторную жалобу не осужденным, а любым адвокатом и подать её еще раз?
Нет. Нельзя нанять десять адвокатов и десять раз подавать жалобу заново.
На уровне практики адвокат считается одним и тем же лицом, что и осужденный (адвокат ведь не в своих интересах действует, а в интересах осужденного). Но с другой стороны – получается, что адвокат может «съесть» право осужденного на жалобу. Возможна ситуация, когда родственники наняли адвоката, он подал кассационную жалобу, в ней отказали, а осужденный сидит себе в неведении. Посидел, подумал и решил сам подать – но нет, оказывается его попытку «съели».
Другие правовые основания
А вот тут ситуация, позволяющая говорить, что «повторная жалоба» - это работающий механизм. Проверено на практике.
Другие правовые основания – это другие доводы в жалобе. Но другие – это не просто прежние доводы, переписанные другими словами или поданные немного под «другим соусом».
Механизм повторной жалобы запустить не так просто, иначе сидящие на длительных сроках «бомбили» бы суды бесконечно повторяющимися жалобами.
Несколько примеров, когда сработало, а потом поясним, почему сработало:
По ст.105 УК (убийство) – повторная жалоба принята, сработала ошибка «неприменение ч.6 ст.15 УК (снижение категории преступления)» - суд забыл указать в приговоре, что возможность применения ч.6 ст.15 УК он рассмотрел, хотя основания для применения этой нормы были. Постановление Московского городского суда от 28.06.2019 N 4 у-2610/2019
По ч.4 ст.111 УК (тяжкие телесные, повлекшие смерть) – сработала ошибка «учет лишних отягчающих» - в приговоре при назначении наказания учтено мнение потерпевшего, хотя такого отягчающего обстоятельства закон не предусматривает. Постановление Президиума Смоленского областного суда от 27.02.2019 N 44 У-23/19
По ст.228.1 УК (сбыт наркотиков) – сработала процессуальная ошибка «незаконный состав суда» - апелляционную жалобу должны были рассматривать три судьи, а не один. Постановление Президиума Самарского областного суда от 16.05.2019 N 44 у-112/2019
Так почему сработало? Потому что в жалобе указывались доводы, ранее однозначно никем не озвученные (ни в жалобах, ни в прениях). И не просто новые доводы – а доводы о существенных нарушениях. Далеко не всякое нарушение может «сломать» приговор.
Один из последних примеров удачной “повторной” жалобы: осужденный самостоятельно изучил свое дело и с помощью главы про протокол судебного заседания из книги “Существенные ошибки в уголовном деле» нашел-таки новые доводы. Ошибка была исключительно процессуальная, но она была новой и позволила еще раз запустить механизм обжалования.
Информацию о книге можно найти по ссылке на имя автора в конце статьи.
Как писать «повторную» жалобу
Выводы, основанные на тех жалобах, которые сработали:
-Жалоба должна быть краткой. Нельзя заново «перелопачивать» все уже заявленные ранее нарушения, как бы возмущение от несправедливости не требовало написать обо всём «беспределе» по делу. В моей практике срабатывали жалобы и на двух листах.
-Доводы должны быть только о существенных нарушениях.
-Краткость жалобы достигается тем, что доводы именно новые и четкие, без размазывания, без детального описания обстоятельств дела.
-В преамбуле жалобы (там, где перечисляются все ранее принятые судебные акты – приговор, апелляционное определение и пр.) – лучше прямо указать: жалоба подается в порядке ст.401.17 УПК (эта строчка упоминается в тех постановлениях, когда «повторная» жалоба срабатывает).
Что если в «повторной» жалобе все равно отказали
Имеется ввиду, что жалобу не вернули как повторную, оформив это простым информационным письмом.
Имеется ввиду ситуация, когда жалобу приняли и признали, что доводы все-таки новые, но при этом отказали в передаче жалобы на рассмотрение суда или рассмотрели жалобу, но отказали в удовлетворении (это зависит от того, сплошная кассация или выборочная). То есть оформили отказ именно постановлением суда, а не простым письмом.
А это уже положительный результат. Это само по себе открывает дверь для обжалования дальше - в Верховный суд (и это еще +1 попытка обжалования). Письмо о возврате жалобы как повторной обжаловать нельзя, а постановление можно.
Уже в этом есть смысл писать «повторную» жалобу. Но писать не просто так, «а попробую еще разок», а именно кратко, ново и существенно.
Кстати, механизм «повторной» жалобы можно запустить даже после того, как пройдены все пути обжалования, включая ЕСПЧ и Председателя ВС.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: