Суд над Иисусом Христом
Это было довольно резонансное дело. Судебный процесс многовековой давности, но по сей день будоражащий умы не только юристов. Смертный приговор, повлиявший на всё человечество: на его прошлое, настоящее и будущее.
Но я хотел бы затронуть не столько религиозный аспект этого дела, сколько саму суть этого процесса. Это ярчайший пример надругательства над правосудием. Пример того, как право может превратиться в расправу (извините за каламбур). К сожалению, это не просто история диких нравов древних людей, где-то там... на востоке (тоже диком). За две тысячи лет, мало что изменилось... Во всем мире, и на 1/6 части его территории тоже.
Стоит сказать, что в Иудее времён Христа была довольно серьёзная и гуманная правовая система, основанная на Торе и на устной традиции. Существовала система местных судов и верховный суд Синедрион. Хочу отметить, что Иисус уважительно относился к этой судебной системе, а Синедрион упоминал в своей Нагорной проповеди, как важную инстанцию в решении правовых вопросов (Матфея 5:22). К сожалению, судьи Синедриона совершили ряд грубейших нарушений закона в деле Иисуса из Назарета.
1. Дело возбуждалось при показаниях двух свидетелей. До этого человек не мог быть взят под стражу.
Что сообщают Евангелия? На момент ареста Иисуса не было предъявлено никаких обвинений. Сообщается, что мотивом ареста было: "искали... как бы погубить Его" (Луки 22:2). Причём так, чтобы поблизости не было народа. Использовался подкуп (Иуда Искариот). Арест был совершён ночью в окрестностях Иерусалима, без лишних глаз. Потом Иисуса отвели в дом первосвященника Каиафы, где "первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля" (Матфея 26:59, 60). Интересно, что суд не должен был искать свидетелей. Сами свидетели (не менее двух) играли роль прокуратуры. Суд же, в свою очередь, был скорее стороной защиты. Судьям запрещалось выступать с обвинениями. Лишь доводы в защиту обвиняемого. Увы, все судьи были настроены враждебно к Иисусу.
2. Запрещалось проводить слушанья дел о преступлениях, за которые полагалась смертная казнь, ночью. К тому же, судебные разбирательства, должны быть открытыми.
Дело рассматривалось ночью, за закрытыми дверями.
3. Обвинения в преступлении, караемом смертью, не следовало рассматривать накануне субботы или праздника (не говоря уж о том, чтобы в субботу или в праздник). Оправдательный приговор мог быть вынесен в тот же день, а обвинительный приговор мог быть объявлен и приведен в исполнение лишь на следующий день.
Этот суд проходил в пасхальную ночь, накануне субботы (следующий день у евреев начинался после захода солнца). Казнь состоялась в тот же день.
4. Обвинения должны быть обоснованными.
Суд искал именно лже-свидетелей. Само обвинение было оглашено после ответа Иисуса на вопрос: "Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти" (Марка 14:61 - 64). Да, Иисуса обвинили в богохульстве, хотя богохульством считалось непочтительное использование Божьего имени и посягательство на положение Бога. В ответе Иисуса ничего такого не было. Судьи истолковали ответ на свой лад, не дав возможности Иисусу пояснить слова.
Кстати, смертный приговор не мог быть приведён в исполнение без разрешения римских властей. Понтию Пилату были представлены другие обвинения: "Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем" (Луки 23:2). "Богохульная" статья вряд ли бы впечатлила прокуратора. Здесь пошла в ход "экстремистская" статья. Явный подлог материалов дела.
5. Судьи, начиная с младших, по очереди голосовали за оправдательный или обвинительный приговор. Секретари записывали мнения судей. Перевес большинства голосов, должен был быть не меньше двух. Единогласно принятый обвинительный приговор, считался заговором.
Приговор был единогласным, быстрым, незапротоколированным решением, под давлением главного первосвященника.
Можно ещё много вскрыть нарушений этого "суда". Но, думаю, достаточно. Это было вопиющее преступление людей, миссия которых, защищать закон. Бог им судья! Иисус был единственным человеком в истории, не совершившим никакого греха. Но его казнили как страшного преступника, при этом возбудив к ярости народ. Мало ли сегодня творится беззаконий руками (или решениями) людей, наделённых властью судить и карать? Мало ли лжи распространяется о жертвах беззакония "блюстителей закона"? Но даже самый, что ни на есть, "верховный" суд, не выше суда, во главе которого Бог.
Вы сталкивались с беззаконием судей?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты