Должностная инструкция: знать нельзя игнорировать!
Краткое содержание :
В России отношение к должностным инструкциям традиционно весьма несерьёзное как со стороны работодателей, так и со стороны работников. Поэтому редко можно увидеть инструкцию на сотрудника, не страдающую хотя бы одним из двух главных пороков, присущих подобным документам: формальностью и чрезмерной детализацией.
Со стороны работодателя подобное отношение объясняется тем, что он априори заинтересован в таких вещах, как взаимозаменяемость работников, возможность привлекать всех без исключения для разгребания авралов, а также желанием использовать возможность вольного перераспределения нагрузки между работниками исходя из своих личных предпочтений, не исключая и личное неприязненное отношение к тому или иному подчинённому.
Самые "продвинутые" молодые руководители нередко в качестве аргумента используют и такой пример, как "итальянская забастовка", который якобы доказывает категорическую вредность детализации должностных обязанностей для каждого сотрудника.
Работники же, за редкими исключениями, пробегают взглядом текст должностной инструкции по диагонали, не вникая в детали, да и то обычно один раз – при приёме на работу, поскольку для россиянина то, что на бумаге, никогда не равно тому, что будет на самом деле.
В принципе, юристу с таким положением дел можно скрепя сердце согласиться, ибо переубеждать руководителя, а равно и кадровика отнестись вдумчиво к разработке должностных инструкций – дело неблагодарное, а работника к внимательному её прочтению до подписания – ещё и бессмысленное, поскольку наконец-то устроившийся на работу гражданин менее всего расположен к подобному буквоедству.
А зря.
К вам пришла проверка
Как говорится, лёгкое отношение к жизни нередко её осложняет.
Поэтому неудивительно, что как только в организацию приходит с проверкой очередной представитель органов контроля (надзора), либо сотрудник правоохранительных органов, проводящий проверку в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, первое, что его (их) будет интересовать – это распределение обязанностей между сотрудниками.
Зачем?
Затем, чтобы определить, кто именно из работников будет на первом этапе проверки давать объяснения, а на заключительном – привлечён к предусмотренной законом ответственности за допущенные нарушения, выразившиеся в форме действия либо бездействия.
И вот тут для работника наступает момент истины, ибо он внезапно узнаёт, что на него, оказывается, возложены обязанности, о существовании которых он не подозревал либо успешно забыл, посчитав их обычной формальностью.
Один из ярких примеров такого рода – привлечение к уголовной ответственности заместителя генерального директора одного из крупнейших российских нефтеперерабатывающих заводов, который не знал, что несёт ответственность за обеспечение безопасности работников предприятия и не принял никаких мер, в результате чего один человек погиб, а 67 получили отравление средней степени тяжести.
Так что это ещё везение, если всё закончится незначительным административным штрафом в пределах 1000 руб. – например, по части 1 статьи 6.3. КоАП за допущенные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Но такой размер штрафных санкций для должностных лиц встречается не так уж и часто, и попасть, скажем, на штраф в 10 000 руб. работник может буквально на ровном месте.
Чего, естественно, никто не желает, и уж тем более получения такого пятна в биографии, как судимость.
Профилактика проблем
Местный автор не станет загружать читателя перечнем прав работника и обязанностями работодателя, цитируя ТК, законы и подзаконные акты: применительно к обсуждаемой теме это не имеет смысла, поскольку работающего механизма воздействия на работодателя в плане изменения объема должностных обязанностей до сих пор нет.
Взамен он даст исключительно рекомендации, которые уже неоднократно оправдали себя на практике и будут полезны любому работнику.
1. Иметь на рабочем месте копию должностной инструкции.
Выделите самые важные пункты, а также те, смысла которых не понимаете: по таким надо будет получить разъяснения от кадровика либо от руководителя. И не стесняйтесь периодически в неё заглядывать, освежая в памяти самое важное из неё.
2. Запомнить, что входит в обязанности, а что – нет.
Стандартная практика выполнения "отдельных поручений" руководителя в ущерб своим прямым обязанностям всегда чревата упущениями в работе со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Помните: спрос с работника начинается с того, что он обязан был сделать согласно своим должностным обязанностям, а принцип "пионер, ты в ответе за всё!" надо оставить в пионерском прошлом.
3. Вовремя разработать документы.
Офисным работникам часто поручают обязанности, для исполнения которых необходимо разработать и утвердить какие-либо формальные документы: планы, графики, порядки, положения и т.д. и т.п. Обычно это откладывается ими "на потом, когда будет время", после чего благополучно забывается.
Хотя разработать, а чаще всего просто найти в Интернете готовый документ, который достаточно просто слегка подправить под конкретную организацию, не представляет собой серьёзной проблемы.
4. Повышать квалификацию.
Есть направления работы, где без регулярного повышения квалификации обойтись весьма сложно – во всяком случае, если работник намерен исполнять свои обязанности качественно. Да, нередко такие курсы стоят недёшево, и руководители не всегда охотно их оплачивают, однако тут ситуация для работника вполне выигрышная: либо повышение квалификации за счёт организации – с добавлением ещё одного хорошего пункта в своё резюме, либо шанс на то, что работодатель передаст определённый участок другому работнику, в том числе на аутсорс.
Кстати, на курсах повышения квалификации устроители часто выдают слушателям готовые образцы документов, что тоже весьма полезно, если вы не горите желанием разрабатывать их с нуля.
5. Устроившись на работу, искать новое рабочее место.
Забудьте слово "летун" и схожие с ним: сейчас такое понятие, как "преданность родному предприятию" (учреждению и пр.) неактуально и воспринимается как невостребованность работника.
Так что размещение резюме на крупных биржах труда весьма полезно, в том числе для "обрубания хвостов", которые волей-неволей образуются у работников, когда они работают на одном месте более 3 лет.
И ещё: нередко можно видеть работников, которые мнят себя великими знатоками трудового права, в доказательство чего едва ли не цитируют наизусть нормы из Трудового кодекса и разъяснения Минтруда.
Парадоксально, но факт: такие работники обычно совершенно не помнят содержание своей должностной инструкции, благодаря чему в конфликтной и (или) проблемной ситуации становятся лёгкой добычей работодателя и (или) проверяющих.
Уподобляться им не следует: для работника знание своей должностной инструкции зачастую куда важнее знания норм ТК.
Проверено.
А вы помните содержание своей должностной инструкции?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Опрос дня:Пост о Работе