Тарабукина Ирина Ивановна
Тарабукина И. И.Подписчиков: 7190
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.3М

Риски неустойчивости: переход на новую систему выплаты по больничным

256 просмотров
124 дочитывания
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 7,85 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Окончательный переход на прямые выплаты гражданам от Фонда социального страхования (ФСС), запланированный на начало 2021 года, может привести к дефициту средств на выплаты пособий по больничным, а также выплаты, положенные в случае беременности и рождения ребенка. К такому выводу пришла Счетная палата, проанализировав опыт пилотных регионов. Несмотря на то что у новой системы есть существенные преимущества по сравнению с «зачетной», при которой выплаты рассчитывает и начисляет работодатель, ее главным риском остается неустойчивость финансовой системы ФСС, указывают аудиторы. Субъекты столкнутся с необходимостью погасить образовавшиеся задолженности перед работодателями и, скорее всего, лишатся возможности привлекать помощь регионов-доноров, до этого не участвовавших в программе. Например, Москвы и Петербурга. Сложная эпидемиологическая ситуация может усугубить этот эффект, следует из отчета Счетной палаты.

Риск неустойчивости

Счетная палата проанализировала опыт пилотных регионов по переходу с «зачетной» на «прямую» систему начисления социальных выплат (к ним относятся пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также выплаты, положенные в случае получения травм на производстве или при профессиональных заболеваниях). В этом году он вошел в свою завершающую стадию.

«Зачетная» система предполагает, что при наступлении страхового случая начисляет и выплачивает пособие гражданам работодатель. Расходы компенсируются за счет ранее начисленных взносов. Если их оказывается недостаточно, работодатель может обратиться в ФСС с просьбой возместить разницу. В рамках «прямой» системы выплатой пособий будет заниматься напрямую ФСС, без участия компании-работодателя. Это должно снизить нагрузку на последних, сделать процесс начисления выплат более прозрачным и гарантировать гражданам право на их получение.

О переходе было объявлено в 2011 году, сам процесс начался в 2012-м. За это время в пилотном режиме к нему присоединились 77 из 85 субъектов Российской Федерации (по данным на июль 2020-го). Ожидается, что он будет завершен 1 января 2021 года, когда на новую систему работы должны перейти восемь оставшихся регионов, в том числе Москва и Петербург. Также в списке — Краснодарский и Пермский края, Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ.

В преддверии перехода аудиторы Счетной палаты изучили опыт пилотных регионов в 2011–2019 годах, чтобы определить сильные и слабые стороны, а также возникающие в связи с этим возможности и риски.

Преимущества новой системы

К преимуществам новой системы относятся возможность контролировать начисление пособий, отказ от системы взаимозачета между фондом и страхователями и, соответственно, упрощение налоговой отчетности, большая прозрачность процедуры, а также устранение кредиторской задолженности перед работодателями, которая возникала из-за того, что расходы на выплату пособий часто превышали сумму начисленных взносов, считают аудиторы.

В то же время отделения ФСС после перехода могут столкнуться с нехваткой средств на выплату отдельных видов пособий, предупреждают в Счетной палате. Прежде всего речь идет об оформлении временной нетрудоспособности и получении пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. На эти выплаты, согласно отчету, приходится большая часть расходов. В 2019 году доля расходов на выплаты пособия по временной нетрудоспособности составила 47,9%.

«Главный — это финансовая неустойчивость системы обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), то есть образование дефицита средств на покрытие социальных обязательств фонда перед застрахованными лицами», — говорится в документе.

Дефицит идет в рост

Так, в бюджете на 2020 год заложен дефицит по страхованию на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ) в размере 14,4 млрд рублей. Счетная палата оценивает дефицит в 83 млрд рублей. В 2021 году дефицит, по мнению аудиторов, составит более 55 млрд рублей. В документе отмечается, что проблема может обостриться на фоне неблагополучной эпидемиологической ситуации.

«Анализ показал, что в 50 пилотных регионах финансовый результат исполнения бюджета ФСС в части страхования на случай ВНиМ в первый год реализации пилотного проекта ухудшился», — следует из материалов ведомства.

СПРАВКА

В частности, почти в шесть раз вырос дефицит бюджета в Мурманской и Костромской областях, в 3,2 раза — в Ульяновской области. В Рязанской и Тульской областях профицит бюджета сменился дефицитом, в некоторых с профицитом он снизился в несколько раз. Стабильными остались результаты в шести из 77 регионов — республиках Адыгея, Чувашия, Калмыкия, Вологодской, Нижегородской и Псковской областях.


Сложности связаны прежде всего с тем, что ранее основная часть нагрузки ложилась на работодателя — если размер пособия превышал объем начисленных в ФСС выплат, компания выплачивала их из собственных средств и затем ждала погашения задолженности от Фонда социального страхования. С переходом на механизм прямых выплат такая возможность исчезнет. Кроме того, одновременно возникнет необходимость погашения образовавшейся ранее кредиторской задолженности перед работодателями.

Дополнительная проблема заключается в самом переходе на электронный документооборот. Так, реализация пилотного проекта напрямую связана с использованием электронных листков временной нетрудоспособности. Однако, как показал проведенный анализ, только 39,6% (10,11 тыс.) медицинских организаций в России выдают листки в электронном формате. Работодателей, использующих систему информационного взаимодействия, где аккумулируется информация о листках, на данный момент не больше 14,8%.

Без доноров

Косвенно подтверждает опасения о возможном дефиците средств принятое ранее правительством решение отложить полный переход до января 2021 года, полагают в Счетной палате. При этом там отмечают, что вопрос недостатка средств особенно остро будет стоять в начале перехода, после чего ситуация стабилизируется — об этом также свидетельствуют данные, полученные из пилотных регионов.

«В целом ретроспективный анализ финансовой устойчивости ФСС и текущая экономическая ситуация позволяют спрогнозировать дефицит бюджета фонда на 2020–2021 годы. Если эпидемиологическая ситуация будет благоприятной, то с начала 2022 года по страхованию на случай ВНиМ уже будет профицит», — отмечается в отчете.

Ситуация, однако, усугубляется тем, что в большинстве случаев справиться с нехваткой средств удавалось за счет ежегодных отчислений от регионов-доноров, не участвовавших в пилотной программе. Прежде всего за счет бюджетов ФСС Москвы и Петербурга. После того как они присоединятся к переходу, возможность задействовать такие донорские механизмы сильно сократится.

Компенсировать недостаток средств Фонд социального страхования может попытаться за счет менее «проблемного» направления — из резерва по взносам на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Однако тогда возникнут риски уже для этого вида страхования.

Несмотря на то что на этапе окончательного перехода существуют серьезные риски возникновения нештатных ситуаций, в том числе нехватки средств, в целом у перехода больше позитивных аспектов, чем негативных, сходятся и аудиторы, и опрошенные изданием эксперты.

Без альтернатив

С точки зрения эффективности альтернатив новой системе, скорее всего, нет, полагает руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета Константин Ордов.

«Прямая» система позволяет обеспечить максимальную адресность социальной помощи в сочетании с автоматизацией самого процесса, что должно повысить эффективность расходования средств. Это особенно актуально, учитывая, что во время кризиса запрос на получение такой помощи растет, а количество свободных средств в бюджете сокращается, указывает он.

Ее главным преимуществом является то, что субъекты-благополучатели (беременные женщины, роженицы и др.) получат выплаты вне зависимости от экономического положения работодателя и того, насколько исправно он платил страховые взносы, согласна Любовь Храпылина, профессор кафедры труда и социальной политики, директор научно-образовательного центра социального развития Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС.

В качестве позитивного примера автоматических адресных выплат Константин Ордов приводит опыт начисления дополнительных детских пособий, опробованный во время пандемии.

В то же время он обращает внимание, что фундаментальная смена системы неизбежно влечет дополнительные риски, особенно на первых порах. Усугубляется это тем, что в процессе автоматизации, по его словам, госорганы нередко используют сырые продукты, что оборачивается серьезными негативными последствиями. Поскольку в данном случае речь идет о людях, нуждающихся в помощи, любые заминки могут оказаться весьма болезненными для адресатов. «Поэтому надо десять раз подумать, но если десять раз подумали и поняли, что с точки зрения эффективности альтернативы нет, то надо двигаться в этом направлении. И в этом случае, конечно, все риски лучше знать заранее», — подчеркивает он.

Чтобы сократить риски, которые могут возникнуть в следующем году, в Счетной палате предложили Минфину рассмотреть вопрос о выделении Фонду социального страхования дополнительных федеральных средств, которые позволили бы обеспечить выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с рождением ребенка в 2021 году. Минтруду и другим федеральным органам исполнительной федеральной власти совместно с ФСС предложено проработать вопрос об изменениях в законодательство, которые позволили бы перенаправлять средства между разными видами социального страхования в случае их нехватки по одному из направлений.

Конечно вопрос очень серьезный, особенно теперь, когда оплата по больничному во многом помогает в периоды карантина и сложностей у работодателей с выплатой заработной платы. Может быть учитывая риски новой модели, которые проявляются как всегда при вводе чего-то нового, стоило бы перенести на более благополучные времена чтобы не допускать возможности усугубления ситуации более. Но решать не нам и остается только надеяться на благополучие и профессионализм тех, на ком ответственность.

Проголосовали:41

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

5 комментариев
Понравилась публикация?
45 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Тарабукина Ирина Ивановна
Комментарии: 5
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Колотилин Алексей Валерьевич
Подписчиков 9236
22.05.2024, 15:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10М
Фотография с сайта: https://stihi.ru/2019/06/25/8747Совсем скоро придет лето и принесет нам долгожданное тепло.
Подробнее
Неинтересно
0
40
Владимир
Подписчиков 4891
01.04.2024, 17:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.4М
Тайвань, как и многие другие развитые страны, сталкивается с проблемой низкого уровня рождаемости.
Подробнее
Неинтересно
0
16
Червяков Денис Николаевич
Подписчиков 9687
02.04.2024, 07:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.1М
Подробнее
Неинтересно
04:47
Поделитесь этим видео
-4
23
Марина
Подписчиков 4715
01.02.2024, 13:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.7М
С начала февраля текущего года в России увеличены суммы материнского капитала ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Сармалаев Геннадий Николаевич
Подписчиков 2575
31.01.2024, 07:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.2М
• С февраля в России вступает в силу ряд законов и изменений, касающихся индексации ...
Подробнее
Неинтересно
01:01
Поделитесь этим видео
-2
34
Кобзев Сергей Викторович
Подписчиков 32
06.10.2023, 18:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2468
Социальная защита населения является важной составляющей развития любого общества. Особенно ...
Подробнее
Неинтересно
0
0