Может ли работник ГУ здравоохранения быть отстранен от работы из-за отсутствия вакцины?
Краткое содержание :
Интересен практический вопрос возможности отстранения работника государственного учреждения здравоохранения от работы в связи с отсутствием вакцины от коронавируса, в частности, такой вопрос возникает у работников системы здравоохранения Санкт-Петербурга.
Основываясь на методе дедукции отвечу:
работодатель – медицинская организация не может отстранить от работы работника из-за отсутствия у него вакцины, если он не выполняет работу с больными инфекционными заболеваниями, с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний, с кровью и биологическими жидкостями человека.
На чем основан вывод?
Положениями пп. 18–21 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлено, что руководителям исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных учреждений Санкт-Петербурга и государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга до 15.08.2021 надо обеспечить проведение в отношении сотрудников указанных органов и организаций профилактических прививок против коронавирусной инфекции до уровня, обеспечивающего наличие антител к коронавирусной инфекции у 65 % указанных лиц.
Однако обстоятельства, при наличии которых работодатель обязан отстранить от работы работников, установлены статьей 76 ТК РФ.
Отстранение работников от работы в случаях, не предусмотренных этой статьей, не допускается (такой вывод придерживается судебная практика: определение Приморского краевого суда от 21.07.2014 № 33-6289).
Среди прочего, статья 76 ТК РФ предписывает отстранять работников от работы в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Поэтому нормативные акты органов власти субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоуправления, тем более локальные нормативные акты организаций не могут устанавливать случаи отстранения работников от работы. Однако!
Основание для отстранения от работы, как отсутствие у работников профилактических прививок, установлено ч. 2 ст. 5 федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
При этом нужно учитывать следующее:
это касается только работников, занятых на работах, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (Перечень таких работ утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825). Во-вторых, прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава РФ от 21.03.2014 № 125 н. Лица, подлежащие вакцинации, разделены на три группы (приоритеты); к приоритету 1-го уровня отнесены работники медицинских организаций.
Если изучить данный акт можно увидеть, что работники медицинских организаций прямо в Перечне не поименованы, однако лица, занятые на работах с больными инфекционными заболеваниями, на работах с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний, а также на работах с кровью и биологическими жидкостями человека, к которым, относятся и медицинские работники, в указанный Перечень включены и, соответственно, подлежат обязательной вакцинации от коронавируса (п. 9, п. 10, п. 11 Перечня).
ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" устанавливает, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. То есть, вакцина необходима в тех случаях, когда речь идет о высоком риске заболевания и его дальнейшем распространении.
К медицинским работникам, выполняющим иные виды работ, такие меры применены быть не могут.
Таким образом, медицинские учреждения не имеют право отстранять от работы сотрудника в связи с отсутствием у него вакцины против новой ковид-19, если он не выполняет работу с больными инфекционными заболеваниями, с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний, с кровью и биологическими жидкостями человека.
В заключение стоит сказать о том, что решение о проведении вакцинации по эпидемическим показаниям принимается главным государственным санитарным врачом РФ, главными государственными санитарными врачами субъектов РФ (ч. 2 ст. 10 Закона № 157-ФЗ, подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 18.3 Общих требований по профилактике инфекционных и паразитарных болезней санитарно-эпидемиологических правил 3.1/3.2.3146-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65).
Если нет такого решения (а его нет в Санкт-Петербурге), отсутствие прививки от коронавируса не является основанием для отстранения от работы даже тех работников, которые заняты на работах, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (письма Роспотребнадзора от 01.03.2021 № 02/3835-2021-32, от 02.03.2021 № 09-3748-2021-40, ответ Роструда с информационного портала Роструда Онлайнинспекция. РФ").
В Санкт-Петербурге есть распоряжение Правительства Санкт-Петербурга, а именно комитета по здравоохранению от 18 декабря 2020 года № 945-р об организации массовой вакцинации взрослого населения Санкт-Петербурга против новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2, но данный акт имеет организационные начала и не может быть обязательным для работодателей и населения в целом.
А вы ставили вакцину?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты