Перевозчик не во всех случаях должен платить получателю пени за просрочку
Краткое содержание :
Источник фото
Доброго времени, уважаемые пользователи сайта и мои дорогие читатели!
Предлагаю вашему вниманию рассмотреть дело, которое слушалось в ВС РФ не так давно, связано оно со сферой перевозок на железнодорожном транспорте. Сфера перевозок очень специфична по своей правовой природе, есть много различных нюансов и тонкостей – в транспортном праве нужно знать не только ГК РФ, но и кучи уставов разных видов транспорта, множество приказов Минтранса, а также международные конвенции в сфере перевозок. Сначала вспомним нормативную базу по перевозке на железнодорожном транспорте и срокам доставки груза.
Нормативная база
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса РФ:
по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок (статья 792 Гражданского кодекса).
Согласно статье 33 УЖТ:
перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает в соответствии со статьей 97 УЖТ пени, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 этого Устава обстоятельств.
Пунктом 15 Правил исчисления сроков доставки N 245 установлено, что перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены этими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от ________ дата __". Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с названными Правилами. Следовательно, увеличение срока доставки груза возможно по соглашению сторон.
Обзор дела
Суть дела
Юридическое лицо отправило обществу вагоны с грузом по железной дороге. Общество требовало с перевозчика пени за нарушение срока доставки, указанного в накладных.
Перевозчик в отзыве на иск ссылался на то обстоятельство, что по соглашению с юрлицом они увеличили время доставки на 5 суток, о чем была сделана отметка в накладных. В этот срок перевозчик уложился.
Что сказали нижестоящие суды?
Первая инстанция посчитала, что просрочки нет. Неустойку не взыскали. Перевозчик подал вагоны для выгрузки товара до того, как срок доставки истек.
Что сказала вторая инстанция?
Апелляция и кассация поддержали общество. Договор компании и перевозчика на общество не влияет. Оно не соглашалось увеличить срок.
Что сказал ВС РФ?
ВС РФ поддержал позицию судьи первой инстанции.
Перевозчик подал вагоны для разгрузки в срок, который они определили с компанией-грузоотправителем. Увеличение срока доставки правилам не противоречит. Для этого согласие общества как грузополучателя не требовалось: ему не принадлежат вагоны, в которых перевозили товар.
https://ras.arbitr.ru/Document/Pdf/656531f6-5779-4f69-bf06-da6becaff639/5190a1b7-a154-41d2-b6ce-2f49
ВС РФ подчеркнул, что подобное дело уже слушалось.
Ознакомиться с решением можно по реквизитам судебного акта:
Определение ВС РФ от 16.09.2021 N 305-ЭС 21-8651
Благодарю за внимание!
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: