Кто теперь будет отвечать за пролив соседей — владелец жилья или управляющая компания: решения суда
Жизнь в многоквартирном доме всегда может преподнести сюрприз в виде льющейся с потолка воды. Поэтому всегда актуален вопрос о том, кто должен платить соседям за испорченный ремонт и мебель.
Ответ не так прост, как кажется на первый взгляд (многие считают, что платить должен именно сосед сверху, у которого прорвало трубу, и никто другой).
Недавние решения Верховного суда РФ внесли ряд новых поправок в правила возмещения ущерба, причиненного затоплением квартиры, – и теперь владелец жилья не всегда обязан возмещать ущерб соседям, даже если ущерб был причинен в его квартире.
Вина может быть возложена и на компанию по управлению недвижимостью. Вот два таких случая.
Сантехник пришел «навеселе»
Владелец купил новый полотенцесушитель и поручил его установку частному подрядчику. Все было сделано, но посреди ночи в ванной вдруг потекла горячая вода: видимо, из-за нарушения технологии подключения полотенцесушителя.
Женщина сразу же позвонила в аварийную службу и попросила срочно перекрыть стояк горячей воды.
Дежурный сантехник приехал, но только через час после вызова – и в таком состоянии, что явно не мог понять, что от него требуется. В итоге он ушел, ничего не сделав, а женщина и ее соседи, которые все еще были залиты горячей водой, снова вызвали аварийную службу.
В итоге, спустя несколько часов приехал другой техник и наконец перекрыл воду.
Нетрудно представить, в каком состоянии находилась квартира соседей снизу. Ущерб был оценен в полмиллиона рублей – и платить пришлось женщине, которая меняла радиатор для полотенец. Но она тут же предъявила претензии к управляющей компании, ведь если бы ее сотрудники вовремя устранили аварию, ущерб был бы гораздо меньше. Поэтому женщина потребовала компенсации расходов на ремонт квартиры соседки.
Обратившись в Верховный суд РФ, она смогла взыскать деньги с управляющей компании.
Суд подтвердил, что имело место нарушение обязанностей по своевременному устранению поломки (согласно Правилам № 170, аварийно-диспетчерская служба должна обнаружить аварийное повреждение в течение получаса после регистрации заявки). Поэтому часть ущерба была возложена на управляющую компанию (Верховный суд РФ, дело № 4-КГ 20-58-К 1).
Заявки на ремонт не были исполнены
Как и в предыдущем случае, квартира была затоплена после замены радиатора полотенцесушителя в квартире наверху. Владелец пострадавшей квартиры подал иск о возмещении ущерба (почти 70 000 рублей) к соседке и управляющей компании совместно.
Однако суд взыскал ущерб только с соседки, посчитав, что авария произошла по ее вине. Она не согласилась с этим и обратилась в Верховный суд РФ.
Они указали, что еще до аварии соседка неоднократно обращалась в управляющую компанию с просьбой устранить течь и заменить радиатор полотенцесушителя. Но все безрезультатно, и в итоге она заменила его самостоятельно, затопив соседей.
Как видно, управляющая компания не выполнила должным образом свои обязательства по содержанию и ремонту общего имущества, что и привело к аварии.
Поэтому решение о взыскании ущерба с владельца квартиры было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение (Верховный суд, дело № 9-КГ 21-16-К 6).
Итак, не собственник квартиры, а управляющая компания обязана возместить ущерб, причиненный разливом, если:
1) она вовремя не отремонтировала общедомовое имущество. А это включает в себя батареи, расположенные в квартире, полотенцесушители, если их нельзя отключить от общей трубы, а также все ответвления от стояков до первого отключающего устройства (запорная арматура на самой трубе, кстати, суд тоже относит к общему имуществу дома – Верховный суд РФ, дело № 9-КГ 15-7);
2) если управляющая компания не приняла соответствующих мер по немедленному устранению проблемы.
И, конечно же, собственник квартиры должен все свои обращения в управляющую компанию делать официально – письменно или по телефону с указанием регистрационного номера претензии. Это поможет вам впоследствии не платить соседям огромную плату за пролив.
Что-то не так. В нашем доме у всех личные, разнообразные полотенцесушки и УК их может заменить по заявке (купившего новый за свой счёт) хозяина квартиры, если старый неисправен. А если замена по прихоти на другой, модный, то за деньги. А вот состыковка со стояком ГВС это бесплатно.
Пишите конкретно: " В 2011 году Верховный суд РФ в своем решении от 30.11.2011 года №ГКПИ11-1787, в котором определил, что первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки являются элементами внутридомовых инженерных систем, предназначенных для выполнения функций горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, а также безопасности помещений многоквартирного дома."
Если полотенцесушитель без отсекательной арматуры,то это общедомовое имущество. Если с отсекательной арматурой, то собственника. То же самое и с батареями отопления. Это так ?