Смертная казнь. История возникновения
На современном этапе развития смертная казнь считается исключительной мерой наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Прежде чем укорениться в законодательстве всех стран в том понимании, в котором мы сейчас ее видим, смертная казнь была отмщением, возмездием, местью и еще с древнейших времен основывалась на принципе талиона.
Принцип талиона – это наказание за преступление, соизмеримое с причиненным вредом. Данный принцип направлен на охрану человека, причинившего вред, и членов его семьи от превышения причинения ущерба со стороны потерпевшего от вреда и его родственников.
Принцип талиона берет свое начало еще в первобытном обществе и в некоторых странах сохраняет свое значение по сегодняшний день (например, Эфиопия и Гвинея). Но вернемся к истокам. В Древнем Вавилоне, а именно в законах Хаммурапи, можно выделить 3 вида талиона: наказание по типичному талиону (прямое значение выражения, § 197 «Если он сломает кость человека, (то) должно сломать его кость»), символическому правилу (за неудачную хирургическую операция врачу отрубали палец: § 218 «Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть (этому) человеку или снимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, (то) ему должно отрезать пальцы») и опосредованному правилу (§ 210 «Если женщина умрет, (то) должно убить его дочь», § 229 «Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, (то) этого строителя должно убить»).
В Древнем Риме и Иудее талион нашел свое отражение в Ветхом Завете – «Если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него». Данное высказывание подразумевает усовершенствование принципа талиона, т.е. потерпевший от вреда уже может выбирать между насильственными действиями в отношении правонарушителя и денежной компенсацией.
В главе 21 Книге Исхода также говорится и о соизмеримости наказания и тяжести преступления: «а если будет вред, то отдай душу за душу; глаз за глаз; зуб за зуб; руку за руку; ногу за ногу; обожжение за обожжение; рану за рану, ушиб за ушиб; если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз; и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб».
В Древней Руси принцип талиона сохранялся на протяжении 18 веков. Свое начало он находит в «международных соглашениях» князя Олега и Игоря с греками: «Если Русин убьет христианина или христианин убьет Русина, пусть убийца будет задержан ближними убитого и да убьют они его» и сохраняется вплоть до Соборного уложения 1649 года, которое гласило, что с преступником следует поступать так же, как поступал он.
Там же разрешалось применять к преступникам пытки. В законах Древней Руси можно рассмотреть не только насильственные действия в отношении преступников, но и денежную компенсацию: договор, заключённый князем Мстиславом Давидовичем с немецкими городами в XIII веке, гласил, что «мир и дружба да будут отныне между Смоленскою областью, Ригою, Готским берегом и всеми Немцами, ходящими по Восточному морю… А если – чего Боже избави – сделается в ссоре убийство, т жизнь вольного человека платить десять гривен серебра, пенязями или кунами…». Но с учетом культуры, религии, давности существования не всегда в государствах древнего мира смертная казнь порождалась исключительно местью. Так, в Древнем Риме и Иудее, помимо талиона, применялись и ритуальные казни, например, чтобы задобрить богов приносили в жертву младенцев, в итоге тех, кто так поступал, подвергали смертной казни через побитие камнями.
Стоит заметить, что принадлежность к определенному сословию, всегда играла роль при выборе типа казни, так преступники подвергались сожжению, удушению, утоплению и т.д., а к аристократам применяли «тайное удушение» или самоубийство под присмотром. К военнопленным, рабам и изменникам применяли самую позорную в Древнем Риме казнь – распятие.
В Древней Греции смертная казнь применялась за государственную измену, предательство, отрицание государственной религии, умышленное убийство и др. Приговор приводился в исполнение специальным субъектом, палачом.
Понравилась ли публикация ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: