Ностальгия по настоящему
Недавно я писала статью для одного сайта о том, как Татьяна Навка побывала на спектакле «Кабачок Сатиры для любимых» с Александром Ширвиндтом, Верой Васильевой, Зоей Зелинской, Натальей Селезнёвой и другими известными актёрами. Фигуристка поделилась восторгом с подписчиками в своём микроблоге. Она написала, что готова смотреть до бесконечности на игру этих мэтров, настолько всё было душевно, тепло, искренне, столько юмора, смеха и лёгкости, столько искренности излучают эти люди. Однако между подписчиками Навки начался пусть даже мирный, но всё же спор. Одни присоединились к восторгу спортсменки, а другие посчитали, что актёрам в преклонном возрасте уже не место на сцене, мол, всё равно они уже не могут играть как прежде. И я задалась вопросом: а правда, должны ли продолжать играть актёры, которым уже под девяносто, а то и больше лет? Не выглядят ли они как жалкая пародия на самих себя? И вот мой ответ: нет.
Хоть Татьяна Навка и замужем сами знаете за кем, всё же я присоединяюсь к её мнению (ладно-ладно, обойдёмся без политики, сейчас только искусство, только вечная красота). Конечно, бывают огрехи и у великих актёров, и эти огрехи, увы, как раз таки связаны с их возрастом. Порой они забывают слова (я не имею в виду никого конкретного, но такое случается). Да, это не слишком приятно, и порой даже у зрителя может возникнуть чувство смущения из-за такой неловкой ситуации. Но всё же хороший актёр прекрасен в любом возрасте. Наверное, в мире всё живое и неживое делится на то, что портится со временем, и на то, что сохраняется. Яблоко начинает гнить уже дней через пять, если его вовремя не съесть, а вино хранится годами и только насыщается и приобретает ещё более глубокие нотки вкуса и аромата. В конце концов, те, кому не нравятся состарившиеся актёры, могут ведь и не ходить на спектакли с их участием. Утверждать, что в почтенном возрасте пора покинуть сцену, – это значит не думать о других зрителях, которые наслаждаются их игрой. Не скажет же человек, который не любит выдержанное вино: «Не продавайте его».
Я помню, как много лет назад ходила на спектакль «Человек из Ламанчи» с Владимиром Зельдиным. Он был уже очень старый, но! – Боже мой, какое же это было чудо! Сколько огня, сколько харизмы и обаяния! Я не из тех, кто считает, будто счастье измеряется лишь мгновениями, но такие мгновения действительно делают меня счастливой. И думаю, что не только меня. В моей памяти этот очаровательно безумный рыцарь, созданный Сервантесом, навсегда останется таким, каким я увидела его тогда в Театре Российской армии. А когда он запел свою песню-девиз, ну как сдержать слёзы?
Мечтать, пусть обманет мечта!
Бороться, когда побеждён!
Искать непосильной задачи
И жить до скончанья времён!
Счастье, что эта песня сохранилась и её можно слушать, когда захочется, хотя самого актёра уже давно нет. Правда, пересматривать спектакль в записи я бы не стала. Хочу сохранить именно то воспоминание, когда я увидела Владимира Зельдина не на мониторе, а на сцене. Ведь это совсем другая энергетика, это объём и воздух, это электричество.
Я думаю, всё-таки лучше не советовать актёрам оставить сцену, пусть даже они и не услышат эти «риторические» советы, а дорожить тем, что они ещё живы. Ведь это целая эпоха. И сколько бы кто ни философствовал о том, что эпохи должны сменять друг друга и в этом и заключается мудрость жизни, любой человек всё равно может сожалеть о чём-то или ком-то, кто плавно ускользает из зоны доступа в недоступную вечность. К тому же многие актёры не могут жить без сцены. Некоторые даже мечтают умереть на ней. Так зачем лишать актёра сцены, без которой он не может обойтись, а зрителей лишать тех, кто ещё не ушёл играть божественный спектакль в небесном театре? И хотелось бы закончить эту статью строками из одного стихотворения Андрея Вознесенского:
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.Будто сделал я что-то чуждое,
или даже не я — другие.
Упаду на поляну — чувствую
по живой земле ностальгию.
Все фото из интернета