Готовится важный закон, меняющий статус миллионов граждан: что такое платформенная занятость?
Краткое содержание :
Казалось, совсем недавно в трудовом законодательстве плавно закрепился статус самозанятого. Некогда волновавшая неизвестностью подробностей новая форма занятости на сегодняшний день понятна уже всем и используется достаточно большим количеством людей. Но сегодня мы поговорим о другой форме, которая пока еще не закреплена в законодательстве. Разберемся, кого она коснется и как может повлиять на жизнь работников.
На пороге серьезные изменения
11 января 2023 года в Государственную думу поступил законопроект № 275599-8. Документ достаточно объемный (171 страница), касается он трудового законодательства. Предлагается достаточно много изменений – там и ужесточение борьбы с нелегальной занятостью, и расширения возможностей для трудоустройства инвалидов, статус безработного, потолок и нижняя планка пособия и многое другое. Мы же остановим внимание на предложении о внесении в законодательство нового понятия "платформенная занятость".
Платформенная занятость
Кто же такой платформенный занятый, и чем он будет отличаться от самозанятого? Тем, что данное лицо выполняет свою работу при помощи цифровых ресурсов. То есть клиента связывает с исполнителем какая-то платформа, выступающая в роли коммуникатора.
Наиболее понятные примеры – водители, курьеры и мастера, которые получают заказы, сделанные через соответствующие приложения. Именно подобных исполнителей и хотят наделить статусом платформенных занятых.
Для чего это нужно и какие есть проблемы
Начать следует с того, что вышеупомянутый законопроект предусматривает просто введение нового статуса в трудовое законодательство, а основной закон, регулирующий платформенную занятость и вносящий изменения в нормативно-правовую базу, планируется принять отдельно. Именно в нем будут расписаны все права и обязанности исполнителя.
На данный момент нет ни цифр, ни нюансов, есть только предполагаемые задачи. В первую очередь – определить, что друг другу должны и на что имеют право исполнитель и платформа, через которую он предоставляет услуги, какие имеются социальные гарантии у работника, и нужно ли устанавливать определенное ежедневное количество часов работы.
Например, гражданин на собственном авто подрабатывает таксистом через популярное приложение. Он выполнил несколько заказов и собрался сделать перерыв. Но сотрудники платформы видят, что как раз начался наплыв заказов, и им выгодно, чтобы гражданин продолжил их выполнять. Могут ли они его заставить, или им придется смириться с потерей прибыли? Могут ли они сами составлять его график работы? Имеет ли он право на забастовку, или в таком случае платформа вправе его попросту заблокировать?
На эти и многие другие вопросы и ответят грядущие законы. А еще на то, как защитить такую деятельность от переквалификации в трудовую.
Проблема же заключается в том, что довольно сложно сформировать все без перевеса интереса в одну из сторон, ведь это в обоих случаях может сильно подкосить сферу, дающую заработок многим гражданам. Кому нововведения принесут больше пользы – только предстоит узнать. Будем надеяться, что с этой проблемой справятся, и будет выбран правильный баланс.
Опрос дня:Пост о Работе