Олег
ОлегПодписчиков: 9
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1002

Как пережить ЕГЭ? Психиатр — о неврозах и депрессии у школьников. Как помочь ребенку?

86 просмотров
3 дочитывания
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

О влиянии ЕГЭ на психику школьников ведутся многолетние дискуссии. Эта система должна играть роль объективной оценки знаний, быть возможностью социального лифта. Но единый государственный экзамен все больше похож на гонку показателей между репетиторами, элитными школами и амбициозными родителями в ущерб психологическому состоянию детей. Что не так с ЕГЭ, к чему приводит истерия вокруг экзаменов и как помочь ребенку пережить этот период без последствий для здоровья и жизни?

Что не так с ЕГЭ?

Объективная оценка знаний школьников при помощи единой тестовой системы — звучит как хорошая идея. Но главный вопрос, который вот уже 20 лет возникает в спорах на тему ЕГЭ: насколько такие знания структурированы и интегрированы в психику?

Действительно ли тесты отражают реальный уровень знаний, или это в чистом виде механическая зрительная память: отработать определенный материал, запомнить на какое-то время, выдать на экзамене и благополучно забыть?

Мы видим, что нынешняя система скорее похожа на второй вариант. Дети поставлены в жесткие рамки, «дрессируются» под быстрое запоминание колоссальных объемов информации и ощущают на себе давление сразу с двух сторон.

Школы. Учебным учреждениям нужна красивая статистика. Экзаменационные показатели выпускников влияют на статус и престиж, помогают получить большее количество учеников — и улучшить финансирование. Поэтому школьников буквально «натаскивают» на экзамены, создавая нездоровую атмосферу напряженной зубрежки и конкуренции.

Вы должны сдать «на отлично»! Не посрамите честь школы, докажите, что мы не зря вас учили все эти годы!

У наших выпускников лучшие показатели по ЕГЭ в регионе, приходите к нам!

Родители. ЕГЭ также становится личной гонкой для излишне требовательных и амбициозных родителей. Огромные ожидания от ребенка, оплата дорогостоящих репетиторов, жесткий учебный график без учета нужд подростка, регулярное психологическое давление на чувство вины и долга.

Мы так для тебя стараемся, столько в тебя вложили, так много потратили на репетиторов… Ты просто обязан получить 100 из 100 и поступить в лучший ВУЗ!

Мой ребенок сдаст\сдал экзамен на высшие баллы! Мы так упорно трудились, оплачивая ему лучших учителей!

В результате и для школ, и для многих родителей дети становятся своеобразным бизнес-проектом, и главным критерием отношения к ребенку становятся показатели ЕГЭ. Подросток буквально получает отовсюду жесткую установку:

Тебя будут ценить и любить, только если ты сдашь экзамены на высокие баллы и оправдаешь наши ожидания!

Последствия экзаменационных гонок

Ни в школах, ни во многих семьях не задумываются о том, каково ребенку в этой системе.

Сначала школьнику на протяжении многих лет внушают мысль о «судьбоносном ЕГЭ» и заветных показателях: марафон, в конце которого определяется твоя главная ценность и решается дальнейшая судьба. А впереди его ожидают 1-2 предэкзаменационных года с максимально интенсивной учебой.

А когда наконец начинаются экзамены, подростка везут в чужую школу к незнакомым людям, тщательно садят в окружении камер — а в некоторых местах еще и проводят незаконные обыски — и заставляют в условиях ограниченного времени «подвести результат многолетней учебы».

И все это на фоне переходного возраста, масштабной гормональной перестройки и трудностей социальной адаптации.

Результат — обмороки, нервные срывы, запредельный уровень стресса во время экзаменов. Но и это лишь верхушка айсберга. Многие школьники «выбывают из игры» еще до финишной прямой.

Неврозы. На фоне подготовки к ЕГЭ у многих школьников развиваются невротические расстройства: постоянная фоновая тревожность, приступы паники с физиологическими симптомами (боль в сердце, одышка, головокружение и т.д.), психосоматические нарушения сердечно-сосудистой системы, пищеварения, дыхания, эндокринных органов на фоне постоянного стресса.

Нервное истощение. У ребенка нарушается работа когнитивных функций мозга: он больше не может концентрироваться на учебе и постоянно отвлекается на любые мелочи, становится рассеянным и не способен запоминать большие объемы информации. Он страдает от чувства постоянной усталости, нарушений сна и аппетита.

Бунтарское поведение. Многие подростки, не выдерживая перегрузки, решают радикально изменить поведение. В условиях завышенных требований даже послушные круглые отличники с безупречной репутацией начинают «бунтовать»: курят, употребляют алкоголь и наркотики, уходят из дома, ведут беспорядочную половую жизнь, совершают преступления.

Расстройства настроения. На фоне завышенных ожиданий окружающих и острых учебных перегрузок у детей развиваются депрессивные эпизоды, в том числе — с самоповреждающим поведением. Подростку приходится выплескивать накопившиеся негативные эмоции на физическом уровне: он грызет ногти, кусает губы, выдергивает волосы, наносит себе порезы и ожоги.

Стоит ли оно того? ЕГЭ и «мягкие навыки»

Сдача ЕГЭ на высокие баллы часто рассматривается как важный критерий личного успеха ребенка: подготовка к тестам должна помочь ему научиться работать с большими объемами данных, прилагать усилия для концентрации внимания на учебе.

И, конечно же, успешно пройденный ЕГЭ — это возможность поступить в лучшие ВУЗы страны.

Но действительно ли эти факторы помогут ребенку в будущем?

Последние несколько лет во всем мире активно обсуждается тема «soft skills» — «мягких навыков». Это дополнительные способности, которые на практике оказываются ключевыми факторами для успешного развития карьеры и построения бизнеса.

Критическое мышление. Простая зубрежка данных хороша лишь для школьных контрольных и финальных тестов. Но в реальной жизни гораздо более важно уметь работать с информацией: отбирать и проверять источники, проводить анализ, рассматривать противоположные точки зрения для более широкого понимания темы.

Креативность и гибкость мышления. Это умение при необходимости находить нестандартные способы решения проблемы вместо шаблонных заученных действий, которые не приносят нужный результат. Для этого нужна не только сообразительность, но и гибкость ума — способность изменить свою точку зрения и рассмотреть другие варианты, даже когда это болезненно для твоего эго.

Коммуникативные навыки. Умение работать в коллективе и уверенно общаться с окружающими полезны и будущим работникам предприятий, и «самостоятельным игрокам». Поставить себя в команде, чтобы не допустить травли и завоевать уважительное отношение. Навыки работы и в роли лидера с максимумом ответственности, и в роли рядового исполнительного члена коллектива. Способность отстоять свою точку зрения, но также чувствовать, когда стоит пойти на компромисс.

Личная эффективность. Насколько хорошо подросток умеет управлять собственным временем и мотивацией? Что он будет делать, когда родители и школьные учителя уже не будут «стоять над душой»? Важно уметь ставить для себя реалистичные цели и планировать их выполнение, распределять свое время и внимание так, чтобы не допускать выгорания и перекоса баланса только в одну из жизненных сфер (например, работа в ущерб здоровью).

Мы знаем уже сотни примеров, когда при помощи «мягких навыков» люди добивались значительных успехов, легко «обходя» в конкурентной гонке даже выпускников-отличников передовых ВУЗов.

Как понять, что с ребенком что-то не так — и как ему помочь?

Начался новый учебный год, и для кого-то он станет финишной прямой на пути к заветным баллам ЕГЭ. Поэтому крайне важно знать, по каким признакам можно распознать надвигающееся нервное истощение у ребенка, и как помочь ему преодолеть этот трудный период без последствий.

Когда стоит бить тревогу:

- Снижение успеваемости

- Снижение интереса к хобби (нет сил на любимые кружки и секции)

- Нарушения сна (бессонница или повышенная сонливость)

- Нарушения аппетита (отказ от еды или нервное переедание)

- Астения — общая слабость, жалобы на постоянную усталость, снижение энергетического потенциала

- Повышенная тревожность и раздражительность

- Резкие перепады настроения, повышенная эмоциональность, плаксивость

- Снижение сосредоточенности, рассеянность

- Частое отвлечение внимания на телефон, соцсети, сериалы и другие способы быстро получить положительные эмоции

- Самоповреждение — кусание губ, ногтей и кожи на пальцах, нанесение себе царапин, ударов, порезов, ожогов и т.д., намеки на суицидальные мысли в беседах

- Бунтарское поведение — курение, алкоголь или наркотики, попытки уйти из дома, отказ выходить на связь с родителями

Как помочь ребенку справиться?

Если у ребенка уже появляются первые признаки выгорания, важно не допускать их развития.

Большая ошибка многих родителей — говорить: «Ну ничего, потерпи, осталось уже чуть-чуть, продержись до конца!». Такая тактика часто приводит к истощению и срыву перед самыми экзаменами или прямо во время ЕГЭ.

А что нужно делать?

Дайте ребенку обратную связь. Объяснить ему, что какими бы ни были результаты экзаменов, вы его любите, цените и гордитесь им. От баллов ЕГЭ не зависит ваше отношение к нему: родительское внимание не нужно заслуживать. Ваша любовь — это не награда для ребенка, а его опора в жизни.

Пересмотрите нагрузку. Если ребенок чрезмерно устает, стоит пересмотреть его режим и учебную нагрузку — можно временно отказаться от ряда секций или репетиторов, освободить больше времени на восстановление сил и полноценный отдых.

Но это не должно быть «еще одним заданием» для ребенка. Не обвиняйте его в том, что он не справляется, и не заставляйте «правильно отдыхать»:

Ты же у нас так устал, да?! Раз так, то никаких развлечений с друзьями, телефона и прогулок. Сиди дома и отдыхай!

Обратитесь к психологу или психотерапевту. Это грамотное решение, даже если ребенок не начал заниматься самоповреждением и не проявляет бунтарское поведение. Специалист сможет точно оценить состояние школьника, научит его методам релаксации, разберется в истинных причинах внутренних страхов и тревог, низкой стрессоустойчивости.

Берегите своих детей.

1 комментарий
Понравилась публикация?
14 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Илья Александрович
Подписчиков 85
01.05.2024, 14:22
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг129.5к
Депрессия – это серьезное психическое расстройство, которое может существенно снизить качество жизни человека.
Подробнее
Неинтересно
0
4
Светлана П
Подписчиков 2063
20.05.2024, 13:30
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг842к
Сауна работает не хуже антидепрессантов и поможет победить депрессию, выяснили ...
Подробнее
Неинтересно
0
3
Терентий Смирнов
Подписчиков 894
18.05.2024, 13:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Феномен "Михаила Радуги, фаза", как активная многолетняя пропаганда слишком очевидной психической патологии,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Engineer
Подписчиков 84
17.05.2024, 11:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.7к
Феномен Апофения.
Подробнее
Неинтересно
0
0
Илья Александрович
Подписчиков 85
16.05.2024, 22:55
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг129.5к
Поиск работы может быть сложным процессом, особенно для определенных типов кандидатов. В наше время,...
Подробнее
Неинтересно
0
3
Зара
Подписчиков 12
16.05.2024, 16:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.5к
Люди очень любят приписывать расстоянию небывалые заслуги: Все из-за него изменяют, забывают друг друга,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Зара
Подписчиков 12
16.05.2024, 15:51
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.5к
Подробнее
Неинтересно
0
2
Галицкая Дарья Сергеевна
Подписчиков 174
16.05.2024, 14:13
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг531.6к
Женщина, находящаяся в абьюзивных отношениях, понимает, что не сможет самостоятельно из них выйти.
Подробнее
Неинтересно
-1
19