Как я попал в эфир «Business FM», или Как мы деньги возвращали после отзыва лицензии у Qiwi-банка
Краткое содержание :
Имя "Мамкиного экономиста" уже мелькало пару раз в региональных новостях (публиковали результаты моего исследования + давал комментарии на экономическую тематику), но в федеральных СМИ выступать ещё ни разу не удавалось.
Дебют пришёлся на радиостанцию "Business FM".
Впрочем, повод был не самый приятный – отзыв лицензии у Киви-банка, чьим клиентом мы являлись (но здесь имеется нюанс, который нам очень помог в дальнейшем).
Но лучше расскажу это в трёх частях.
Часть 1: Трагичная
Собственно, предприятие, где я работаю, является импортёром. Основным торговым партнёром является Китай. В феврале у китайцев были новогодние каникулы и мы потихоньку покупали юани, чтобы произвести оплаты за товар, когда они начнут работать.
Но нежданчик от ЦБ РФ прилетел в крайне неожиданный момент: у меня образовалась достаточно внушительная сумма (для нас), которую мы хотели потратить. 21 февраля 2024 года ровно в 12.00 вышло сообщение о том, что ЦБ РФ впервые за последние 2 года отозвал лицензию у банка – Киви-банка.
Мы же были клиентами "Точки", который официально именовался как Ф Точка Банк Киви Банк и имел иной БИК, чем Киви Банк, но... был его филиалом. Так что и наш счёт там замер, а все платёжные операции встали.
В офисе царила не то, чтобы уныние, но неприятное чувство было. Мы прикидывали, сколько времени потребуется, чтобы вернуть потом деньги (никто не думал, что мы потеряли все деньги) - от 1 года или до 3 лет.
Параллельно занимались поисками новых вариантов оплаты своим поставщикам (по факту, и денег нет, и контейнеры не едут, так как за них не заплачено).
Часть 2: Деятельная
Собственно, мы тут же начали работу по возврату денег, мониторя постоянно сайт АСВ. Мы являемся субъектом малого предпринимательства, которому по закону обязаны вернуть сумму до 1,4 млн рублей. Но у нас было их больше на счетах.
Два дня наша бухгалтерия занималась сбором и заполнением документов для подачи заявок на возврат денег, чтобы попасть в число первых кредиторов Киви Банка (понятно, что в любом случае, мы были бы лишь в 3-й очереди). Проблема в том, что мы не знали точно, на чьё имя писать заявление: Киви-банк или Точка Банк Киви Банк (у них разные БИКи). К тому же мы не знали, на какой почтовый адрес отправлять заявления – нашли как минимум два. Поэтому перестраховались и отправили сразу несколько заявлений.
Параллельно же общались в телеграм-чатах "Точки", так как фактически мы обслуживались у них и воспринимали себя клиентами "Точки", а не "Киви". Когда мы начали сотрудничество с ними, к нам приходили сотрудники "Точки" (с "Киви" мы бы и не стали сотрудничать напрямую).
До чего же жаркие дебаты в этих чатах происходили. Собственно, там меня и нашли корреспонденты "Business FM", которые готовили материал по данной теме.
Списали в телеграмме, они направили несколько вопросов, на которые я подробно ответил. В итоговый материал взяли лишь 1 ответ, но самый ценный с моей точки зрения.
С февраля 2022 года мы поменяли аж 6 банков в рамках ВЭД (!). Ибо они постоянно попадали под санкции. На фоне минимальной конкуренции тот же Азиатско-Тихоокеанский банк берёт конскую комиссию за покупку юаней и платежи в Китай.
Часть третья: Позитивная
Собственно, данная история завершилась настоящим хэппи-эндом.
Во-первых, нам в начале марта выплатили деньги от АСВ – 1,4 млн. через Банк "УралСиб" (утром подали заявление, вечером упали деньги на счёт).
Во-вторых, Банк "Точка" вернул нам веру в российский банковский сектор. Они последовали совету, который я им дал в самом начале всей этой ситуации:
Они взяли долги на себя и выплатили нам деньги, которые зависли в "Киви". В прошлую пятницу заверили все документы у нотариуса, а в понедельник уже пришли деньги от них.
Что ж, респект.