Сюрреализму исполняется 100 лет. А почему он актуален как никогда ?
В этом году исполняется 100 лет движению, однако его влияние до сих пор находит отклик в творческих кругах всего мира.
Истоки сюрреализма кроются в коллективной травме Первой мировой войны и глобальной эпидемии гриппа 1918 года. Убежденный, что в таких ужасах виноват разумный, мужской мир, основатель группы, французский писатель Андре Бретон, искал «иррациональную» альтернативу, коренящуюся в мир подсознания и состояний сновидения.
В первом «сюрреалистическом манифесте» был призыв к свободе и отказу от статус-кво.
«Это движение восстания против институтов, религии, армии и всех сил, которые пытались заключить разум в тюрьму», — сказал Ксавье Канонн, куратор выставки «Histoire De Ne Pas Rire», что переводится как «История не смеха».
Марсель Мариен был ключевой фигурой бельгийского сюрреалистического движения. Это произведение под названием «Le Tao» было создано в 1976 году.
Начавшись как литературное движение, сюрреализм вскоре превратился в художественное. Сказочные образы и визуальные игры — его повторяющиеся черты, а также лежащая в их основе политическая чувствительность и желание заставить зрителя подвергнуть сомнению окружающий мир. Однако отсутствие определенной эстетики давало художникам-сюрреалистам уникальную свободу выражать себя любым способом, который они выбирали.
В картине «Строительство из вареной фасоли (Предчувствие гражданской войны)», написанной в 1936 году, испанский художник Сальвадор Дали изображает безумную, причудливо искаженную гигантскую фигуру, радостно разрывающую себя на части, отсылая к трагическому самоуничтожению, вызванному гражданской войной в Испании. В книге Рене Магритта «Предательство образов» 1929 года используется более хладнокровный интеллектуальный подход. Сочетание образа трубки со словами «Ceci N'est Pas Un Pipe» (что переводится как «Это не трубка») заставляет нас подвергать сомнению то, что мы видим и что нам говорят.
Движение загорелось, пересекая географические границы и десятилетия, когда художники из разных стран и эпох адаптировали его идеалы к своим собственным стилям и занятиям.
«Загадка желания» Сальвадора Дали до сих пор интригует зрителей, несмотря на то, что она была написана 95 лет назад.
«Метаморфозы — одна из ключевых идей всего движения и, конечно, со временем она менялась. Разные художники разного происхождения могут использовать сюрреализм, чтобы исследовать свои индивидуальные проблемы», — сказала Франциза Вандепитт, куратор выставки «Представь! 100 лет сюрреализма» в настоящее время демонстрируется в Королевских музеях изящных искусств Бельгии, а затем переезжает в Гамбургский Кунстхалле в Германии, в Мадридский фонд Mapfré и, наконец, в Художественный музей Филадельфии. Каждая принимающая площадка представит основную подборку работ и дополнит их другими из своих собственных коллекций, подчеркивая, как движение развивалось в разных регионах.
Влияние на новое поколение художников
В то время как сюрреализм имел репутацию женоненавистничества (Бретон и ранняя мужская иерархия группы считали женщин в движении просто «музами»), женщины с самого начала создавали и выставляли искусство вместе со своими коллегами-мужчинами. Однако их работы в течение многих лет игнорировались искусствоведческими кругами, которые, безусловно, были женоненавистническими.
Чтобы восстановить баланс, на выставках в Брюсселе демонстрируются работы бельгийских художниц Джейн Гравероль и Рэйчел Бэйс, которые «воспользовались призывами движения к свободе и исследовали ее на своих собственных условиях», - сказал Вандепитт.
Работы женщин-сюрреалистов, которые в то время часто упускали из виду, становятся все более заметными. Это произведение бельгийской художницы Джейн Гравероль 1949 года называется «Без названия (Освобожденная женщина)».
Работы женщин-сюрреалистов, которые в то время часто упускали из виду, становятся все более заметными. Это произведение бельгийской художницы Джейн Гравероль 1949 года называется «Без названия (Освобожденная женщина)».
Другие выдающиеся личности, такие как британская художница и писательница Леонора Кэррингтон, которая стремилась к свободе как в своей жизни, так и в творчестве, продолжают оказывать влияние на новое поколение художников. Кэррингтон переехала в Мексику в 1940-х годах и вместе с Ремедиос Варо и венгерско-мексиканской фотожурналисткой Кати Хорной разработала уникальную женскую версию сюрреализма, отсылающую к матриархальным обществам и мистицизму. Ее работа, которая также была сосредоточена на экологических проблемах и андрогинности, вдохновила тему Венецианской биеннале 2022 года, практически весь женский состав которой включал многих, на которых повлияла ее практика.
Целлер считает, что привлекательность сюрреализма для современных художников сводится к свободе, которую он дает им выражать себя доступным для каждого способом, то есть на языке сновидений. «Используя визуальный язык, который обычно используется для сновидений, художники могут быть косвенными, более тупыми в общении за счет использования абсурда, непоследовательностей и скрытых смыслов», — сказал Целлер.
«Le Bain de Cristal» («Ванна из граненого стекла») Рене Магритта, написанная в 1946 году.
Учитывая нашу нынешнюю политическую и социальную ситуацию, которая в некотором смысле отражает ситуацию 1920-х годов, современным художникам есть о чем говорить. Это не так ужасно, по крайней мере, с точки зрения многих миллионов жертв Первой мировой войны, но у нас действительно есть много войн, которые продолжаются, и затухающая глобальная пандемия.
Как отметил Зеллер: «Может быть трудно выразить себя, свои убеждения, не обидев кого-то. Но никто не обидится на использование языка сновидений».
Опрос дня:Пост о Работе