Русские - загадка для Запада, или кому действительно принадлежит будущее?
Краткое содержание :
- А что же русский человек, по мнению Шубарта?
- Конечно, Шубарт прав в том, что русского человека отличает особая духовность, вера и стремление к братству. Но неужели больше никто в Европе на это не способен?
- Так кто же из них ближе к правде? Кто способен по-настоящему понять загадочную русскую душу? Неужели разгадка действительно настолько труднодоступна, что приводит нас в растерянность и недоумение?
- Видимо, дело в том, что мы, русские, сами до конца не понимаем своей загадочной натуры. Мы то возвышаемся до идеалов святости и жертвенности, то впадаем в крайности насилия и деспотизма. И, наверное, именно поэтому Европа с таким трудом пытается нас разгадать.
- Обсуждение
Как же западноевропейцам, кажется, так сложно понять русскую душу! Вот что, например, пишет немецкий философ Вальтер Шубарт:
"Западноевропейский человек рассматривает жизнь, как рабыню, которой он наступил ногой на шею... Он не смотрит с преданностью на небо, а, полный властолюбия, злыми враждебными глазами глядит вниз, на землю".
А что же русский человек, по мнению Шубарта?
"одержим не волей к власти, а чувством примирения и любви. Он исполнен не гневом и ненавистью, а глубочайшим доверием к сущности мира. Он видит в человеке не врага, а брата".
Неужели и правда между нами такая пропасть? Или, может, Шубарт все же немного идеализирует?
Ведь если послушать его, так выходит, что англичанин жаждет только наживы, француз жаждет славы, немец - власти, а русский ни за что не хочет ничего для себя, только жертвует и любит.
Конечно, Шубарт прав в том, что русского человека отличает особая духовность, вера и стремление к братству. Но неужели больше никто в Европе на это не способен?
Так кто же все-таки ближе к истине - Шубарт или сами европейцы, которые считают русских загадочными и непостижимыми? Может, все дело в том, что мы действительно видим мир совершенно по-разному? Англичанин видит "фабрику", француз - "салон", немец - "казарму", а русский - "церковь"?
И самое главное, кому из них принадлежит будущее? Сам Шубарт уверен, что оно за Россией, ведь "Прометеевский человек уже обречен смерти. Наступает эпоха Иоанновского человека - человека любви и свободы". Но так ли это на самом деле?
Если вдуматься, то русский человек, которого описывает Шубарт, больше напоминает идеализированный образ, чем реальность. Да, у нас есть черты, которые отличают нас от Запада. Но неужели мы настолько совершенны и безгрешны?
Или, может, дело в том, что Шубарт просто хочет найти спасение для человечества в "русской идее"? Ведь он явно разочарован Западом, который "движим неверием, страхом и себялюбием". Но так ли прост ответ? Неужели все так однозначно?
Вопросов тут, честно говоря, больше, чем ответов. Как же разгадать тайну русской души? Кто же в конечном итоге окажется ближе к истине - Вальтер Шубарт со своей романтизированной картиной или сами европейцы, которые считают русских загадочными и непостижимыми?
Загадочная русская душа... Пытаясь ее понять, мы впадаем в какой-то культурный и мировоззренческий тупик.
С одной стороны, в словах Шубарта есть доля истины - мы действительно отличаемся от европейцев духовностью, верой и стремлением к братству. Но, с другой стороны, мы ведь тоже люди со всеми нашими пороками и недостатками.
Так кому же в итоге суждено определить будущее человечества - прагматичному Западу или "Иоанновскому человеку" из России, как утверждает философ?
А может, Шубарт все-таки немного идеализирует русский характер, заглядывая в него через призму собственных романтических представлений? Ведь несложно представить, что европейцы со своей прямолинейностью и рационализмом видят в нас лишь хаос и непредсказуемость.
Так кто же из них ближе к правде? Кто способен по-настоящему понять загадочную русскую душу? Неужели разгадка действительно настолько труднодоступна, что приводит нас в растерянность и недоумение?
Одно ясно точно - ни Вальтер Шубарт, ни европейцы не могут претендовать на единственно верное понимание русского народа. Здесь слишком много неоднозначности, слишком много затруднений и спорных вопросов. И, пожалуй, именно в этой неразрешимой загадочности кроется истинная суть России.
Ведь что мы видим, когда пытаемся разгадать "тайну русской души"? С одной стороны, слова Шубарта о нашей духовности, вере и братолюбии звучат весьма привлекательно. Кажется, что он уловил нечто действительно глубинное в национальном характере.
Видимо, дело в том, что мы, русские, сами до конца не понимаем своей загадочной натуры. Мы то возвышаемся до идеалов святости и жертвенности, то впадаем в крайности насилия и деспотизма. И, наверное, именно поэтому Европа с таким трудом пытается нас разгадать.
Быть может, мы действительно являем собой некий "мост" между Востоком и Западом, как любят говорить? Может, в нас сплелись воедино и рационализм европейца, и духовность азиата? И именно поэтому мы кажемся таким клубком противоречий даже самим себе?
Ох, сколько же вопросов рождает эта непостижимая русская душа! Порой кажется, что мы сами не в силах до конца ее осознать. Мы - загадка не только для Европы, но и для самих себя. И, быть может, именно в этом изначальном недоумении перед самими собой и кроется ключ к пониманию нашей уникальной природы.
Так кто же в итоге прав - романтизированный образ Шубарта или прагматичный взгляд европейцев? Честный ответ гласит - и те, и другие. Ведь русская душа, как и вся Россия, представляет собой сложный сплав света и тьмы, любви и ненависти, возвышенного и низменного. И, видимо, именно в этой внутренней противоречивости и кроется наше великое предназначение.