«Окрашенные» экологические платежи
"Предлагаю также "окрасить" экологические платежи, поступающие в федеральный бюджет. Знаю, что специалисты, финансисты не очень любят все "окрашивать", но тем не менее это важнейшее направление нашей деятельности. Здесь можно сделать исключение. И целевым образом эти деньги направлять на ликвидацию накопленного вреда и оздоровление окружающей среды" (В.В. Путин. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 21.04.2021).
В 2022 году председатель Правительства РФ М.В. Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами указал, что
подобные платежи, поступая в бюджет субъекта и муниципалитета, должны целевым образом расходоваться на конкретные меры по защите природы. В приоритете – устранение уже выявленных точек, включая несанкционированные свалки, полигоны с отходами.
Регионы смогут направить средства и на дополнительные экологические мероприятия, такие как ликвидация загрязнения водных объектов, восстановление и разведение лесов, проведение мониторинга состояния окружающей среды и защита заповедных территорий, а также другие меры.
Рассчитываем, что внедрение практики экологически "окрашенных" платежей поможет субъектам более ответственно решать природоохранные задачи и быстрее ликвидировать вредные для людей объекты.
С 01.09.2022 федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дополнен статьями 16.6, 75.1 и 78.2, в соответствии с которыми средства, полученные бюджетами всех уровней за негативное воздействие на окружающую среду, по административным штрафам и искам о возмещении вреда, причиненного природе, могут быть израсходованы только на конкретные природоохранные мероприятия, перечень которых, к слову, утвержден постановлением Правительства РФ от 02.08.2022 № 1370 (приложение № 2).
Тут вспомнился интересный случай из практики, когда глава одного из органов местного самоуправления, получив крупную сумму компенсации экологического ущерба в бюджет, радостно потирал руки со словами: "Наконец-то сделаю ремонт в здании администрации и построю крыльцо".
Думается, что данный случай далеко не единственный, в связи с чем и возникла необходимость вышеуказанных нововведений в законодательство, поскольку компенсация ущерба природе должна быть направлена на улучшение состояния окружающей среды и благополучие населения.
Другой случай подкинула судебная практика, когда Верховным судом РФ признано законным требование взыскания с муниципалитета в пользу этого же муниципалитета платы за ущерб окружающей среде. До вышеуказанных изменений в закон такое было попросту невозможно, поскольку являлось "перекладыванием денег из одного кармана в другой". Теперь же взысканная сумма получает "экологическую окраску" в бюджете и направляется на строго определенные законом цели.
В настоящее время в бюджетах многих муниципальных образований скопились значительные суммы "окрашенных" денежных средств, расходование которых вызывает определенные затруднения.
Тем не менее хочется еще раз обратить внимание, что порядок расходования экологически "окрашенных" средств и конкретные виды расходов подробно указаны в постановлении Правительства РФ от 02.08.2022 № 1370.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: