БАМ - легендарная стройка Советского Союза
Краткое содержание :
Вступление
БАМ - Байкало-Амурская магистраль считается одной из крупнейших железнодорожных магистралей России с огромными возможностями и гигантским товаропотоком. Ее еще считают одной из величайших и легендарных строек времен СССР. В этом году отмечается ее 50-летие. Однако ее история уходит еще дальше вглубь времен.
Первые идеи и проекты
Идеи строительства железной дороги через Байкал до Тихого океана появились еще в 1888 году. А в 1889 даже была отправлена специальная экспедиция для изучения местности именно по тому маршруту, где проходит современный БАМ. Однако по итогам был сделан вывод о невозможности такого проекта из-за технических и финансовых сложностей. Исследования продолжались и в 1911 и в 1914 годах. А вот Транссибирская магистраль по другому пути была успешно построена к 1916 году.
Начальные этапы 30-е - 50-е годы
К проекту вернулись в 1926 году и снова началась усиленная разведка местности. В 1932 году вышло постановление СНК о строительстве Байкало-Амурской железной дороги. В 1937 году определено общее направление, а в 1938 началось строительство магистрали от Тайшета до Братска. В 1939 году строительство началось и с востока - от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
В 1942 году в связи с военной необходимостью часть дороги была разобрана для строительства магистрали Сталинград - Саратов - Ульяновск.
В 1947 продолжилось строительство участка Комсомольск-на-Амуре — Ургал. В 1951 году на участке Тайшет - Братск - Усть-Кут прошел первый поезд.
Ударная советская стройка
В 1967 году, согласно постановления ЦК КПСС возобновлены изыскательские работы и определен окончательный маршрут. В 1972 начата укладка пути БАМ-Тында, с перспективой продолжения до Беркакита.
Генеральный Секретарь ЦК КПСС Брежнев Л.И. придавал этой стройке огромное значение и поставил задачу в кратчайшее время привлечь максимум специалистов и рабочих. Упор был сделан на молодежь. С этой целью в апреле 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и первая бригада была отправлена прямо с него. Среди строителей более 70% составляли люди в возрасте до 30 лет. Так же активное участие принимали и военнослужащие железнодорожных войск.
По постановлению ЦК КПСС от 1974 года выделены все необходимые средства и даже закуплены в ФРГ 10 тысяч грузовиков.
В 1977 была введена в эксплуатацию линия Бам - Тында, а в 1979 году участок Тында - Беркакит.
Основная часть дороги была построена к 1984 году. А в 1989 году последние 54 километра Северомуйском хребте достроены и это позволило соединить в одно целое более чем 4-тысячикилометровую дорогу. А ранее 29 сентября 1984 года состоялась встреча бригад на разъезде Балбуха и по традиции вбит "золотой костыль".
По итогам работы около 30 тысяч строителей были награждены специальной медалью "За строительство БАМ". А многие и более высокими государственными наградами.
БАМ на современном этапе
В 90-е годы, в связи с кризисом, грузопоток по трассе сократился примерно в два раза. Поэтому БАМ была реорганизована и по частям передана в управления железных дорог Сибирского и Дальневосточного регионов.
С 2009 года, в результате подъёма экономики, развития отношений с КНР и другими азиатскими странами, актуальность БАМ снова возросла. Грузопоток вырос до 12 миллионов тонн. Исходя из этого постепенно начались работы по реконструкции имеющейся трассы и строительству новых участков. Активно работы шли в 2013-2014 годах. Продолжается модернизация и сейчас.
В результате за прошлый год объём грузоперевозок вырос до 36 миллионов тонн. И Правительство России видит в этой магистрали большие перспективы, особенно на фоне укрепления торговых союзов России с Китаем и другими азиатскими странами.
Заключение
Таким образом БАМ является одной из важнейших железнодорожных магистралей и имеет огромное стратегическое значение. Поэтому работы по ее модернизации и расширению продолжаются и запланированы на ближайшие годы.
В статье использованы материалы из Википедии
https://ru.wikipedia.org/