Отец Сергий, вообще-то, дезертир
На неделе разбирала книги и задержалась на повести Л.Н. Толстого "Отец Сергий". И фильм сразу вспомнился, тот что вышел в 1978 году с Сергеем Бондарчуком в главной роли. В общем и повесть перечитала и фильм пересмотрела.
Безусловно, произведение сильное. Так и не зря и граф Толстой, и советский режиссер Бондарчук - гении. И, еще думаю, что Бондарчук был не только большим поклонником таланта Толстого, но и сам не был чужд такому же миропониманию, что и у писателя. Очень уж он точно фильмы Бондарчука воспроизводили описанную Толстым атмосферу. Но я вообще-то не о литературных или кинематографических успехах...
У меня "Отец Сергий" "лег" на день сегодняшний. И вот я представила, как российский офицер, бесспорно человек чести, узнав, что невеста ему изменила с кем-то из высшего руководящего состава, бросает все и уходит в монастырь. Что там у князя Ксатского было? Имение, которое он оставил сестре, которая была замужем за каким-то помещиком, промотавшим все, в том числе и приданое супруги. И да, помещик, порой, эту самую супругу еще и поколачивал.
И вот, современный офицер, получивший отличное образование, имеющий практические навыки, трепетно относящийся к сестре - бросает её, бросает службу.
Да, молодой князь буквально боготворил императора Николая Павловича, восхищался им и вдруг такое предательство - невеста, любимая и единственная изменяет и с кем, с императором. Ну как такое пережить? Только в монастырь.
Да, я понимаю, что мой сарказм не совсем уместен, но предельно сложно обойтись без него. А ведь князя многие понять могут. К сожалению такая ситуация, с которой он столкнулся, совсем не редкость, ни в далеком девятнадцатом веке и сейчас.
Ну хорошо, не смог человек пережить - бросил все и ушел в монастырь.
А далее была борьба с искушением - вдова помещика решила соблазнить отца Сергия. И чтобы не впасть в грех Сергий отрубает себе палец. Но самое-то примечательное, что уже после акта членовредительства, Сергий, все равно соблазняется дочкой помещика, уходит из монастыря, оказывается в Сибири и находит успокоение занявшись обучением детей.
Я не стану ничего говорить про грехопадение - соблазненность. Я про то, что в наше время называют "самострелом".
И в то время, когда повесть увидела свет и позднее, конечно, и критики и читающая публика вели горячую полемику по поводу поступка Сергия. Кто-то называл самостоятельное отрубание пальца подвигом, кто-то говорил, что в нем гордыня говорила. Поскольку я человек неверующий, то иначе, как "самострел" я такой поступок расценить не могу.
Понимаете, если солдат пугается и из страха бежит с позиций понять его можно. Оправдать нельзя, потому что тем, кто рядом с ним, тоже страшно, очень. Но они не бегут, а выполняют свой долг.
И солдаты, и офицеры после тяжелых ранений, даже после ампутаций конечностей, возвращаются в строй и идут на передовую.
Хорошо, пусть все происходит в мирное время, но даже и так, это все равно дезертирство. Человек убегает от себя, от своих иллюзий, не в состоянии пережить их крушение. Он самостоятельно калечится и ставит свою жизнь, которая, кстати, согласно писанию, Богом и дадена, на грань выживания. Сергий ведь мог и кровью истечь, и заражение себе устроить.
Так в чем тут подвиг? Если это подвиг или в чем гордыня - если это гордыня.
Трусость это. Просто трусость...