Кадастровый паспорт: что это и для чего он нужен
Недвижимое имущество в обязательном порядке регистрируется в Росреестре. Для осуществления сделок с домом требуется наличие полного пакета документов, содержащих информацию об объекте и его собственнике. Каждому типу недвижимости присваивается индивидуальный номер, который возможно получить лишь при наличии кадастрового паспорта.
Что такое кадастровый паспорт на дом и для чего он нужен
Без кадастрового паспорта собственник не сможет провести юридические сделки с домом. В этой документации отражен индивидуальный номер объекта недвижимости.
Кадастровый паспорт на жилое строение требуется в следующих ситуациях:
• оформление ссуды под залог имущества;
• инициирование судебного разбирательства в сложных ситуациях;
• для страхования дома;
• чтобы оставить в наследство, подарить или продать недвижимость.
Документация требуется и юридическим лицам. Без выписки ЕГРН имущество нельзя включить в уставной капитал предприятия, провести переоценку активов компании или провести процедуру банкротства.
Как выглядит кадастровый паспорт
Кадастровый паспорт состоит из трех основных документов:
• документация, содержащая технические сведения о недвижимом имуществе;
• схематическое изображение жилого дома;
• документ с указанием обременений (при наличии).
С 2017 года собственники получают паспорт в форме единой выписки из ЕГРН. В неё включена основная информация о здании.
В кадастровом паспорте можно найти следующие сведения:
• тип земельного участка и его назначение;
• индивидуальный номер по кадастру;
• количество квадратных метров в доме;
• детальное описание расположения жилого здания на участке;
• количество этажей, тип используемых стройматериалов и дата введения в эксплуатацию;
• информация о владельце и кадастровом инженере, который проводил технические работы;
• степень готовности объекта незавершенного строительства и место его расположения.
Сведения из выписки находятся в открытом доступе и доступны госучреждениям, заинтересованным лицам и судебным инстанциям.
Документ, выданный службой кадастра, не имеет срока действия. Замена требуется только при изменении данных, которые отражены в паспорте либо при корректировке характеристик постройки (например, после перепланировки). Некоторые кредитные учреждения для оформления ссуды с обеспечением требуют предоставить документацию не старше одного года. В этом случае также потребуется замена паспорта.
Где можно получить кадастровый паспорт на дом
Получить необходимую документацию на здание можно несколькими способами. Самый распространенный вариант – посещение подразделения Росреестра. Здесь граждане могут задать интересующие вопросы и уточнить ряд непонятных нюансов. Для записи на прием стоит воспользоваться телефоном горячей линии 8-800-100-34-34.
Альтернативный вариант – визит в МФЦ. Основное преимущество многофункциональных центров – отсутствие очереди. Но документация готовится на два-три дня дольше.
Подать заявку на паспорт можно дистанционно, через портал Госуслуги либо сайт службы регистрации. Отправляемая документация визируется электронной подписью и должна быть в формате XML. При наличии ошибок в документах, система уведомит об этом пользователя.
Заказать выписку можно по почте. В этом случае всю документацию на дом необходимо предварительно заверить у нотариуса. Разрешено отправлять документы, завизированные электронной подписью. Отправляется заказное письмо с описью вложения и уведомление о вручении.
Можно воспользоваться выездной услугой оформления выписки. Её предоставляет Росреестр. Достаточно оформить договор с госучреждением и выписку привезут на дом. Услуга предоставляется бесплатно для ветеранов ВОВ и инвалидов 1, 2 группы. Для остальных категорий граждан доставка проводится платно. Стоимость услуги зависит от региона.
Порядок оформления кадастрового паспорта
Процедура получения кадастрового паспорта состоит из следующих этапов:
1. собрать необходимой документации;
2. посетить подразделения Росреестра или МФЦ;
3. получить расписку о принятии документов;
4. в обозначенную дату посетить госучреждение и забрать готовый паспорт.
При дистанционной подаче заявки потребуется предварительно пройти регистрацию на сайте Росреестра или на портале Госуслуг. В этом случае собственник имеет право выбрать форму получения выписки: электронный или бумажный документ.
Документы для получения кадастрового паспорта на дом
Для оформления кадастрового паспорта на дом потребуется собрать пакет документов:
• технический план дома;
• заявление от владельца недвижимости;
• если оформление документации занимается представитель собственника, необходимо оформить доверенность у нотариуса;
• документ, подтверждающий право владения недвижимостью (свидетельство или выписка ЕГРП);
• чек об уплате госпошлины;
• правоустанавливающие документы (соглашение купли-продажи, наследования, дарения).
При отсутствии техплана на строение требуется оформить его у кадастрового инженера. Список аккредитованных предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые имеют разрешение на ведение такой деятельности, размещен на сайте Росреестра.
Сроки рассмотрения и выдачи паспорта
Если недвижимость впервые ставится на учет на оформление выписки уйдет от пяти до семи дней с момента получения документации. При отправке заявки по почте или с помощью МФЦ срок изготовления выписки отчитывается с даты передачи документов сотрудниками Росреестра.
Размер государственной пошлины един для всех регионов и составляет:
• для физ. лиц – 200 рублей за выписку на бумажном носителе, 150 рублей за электронный вариант;
• для юрлиц – 600 рублей за бумажный формат, 300 рублей за электронный.
Оформление кадастрового паспорта проводится бесплатно.
Могут ли отказать в выдаче
Работники службы регистрации могут отказать в приеме документации по следующим причинам:
• Недвижимое имущество образовалось по итогам разделения и выделения доли. Такие действия противоречат законодательству.
• Технический план утвержден инженером, который не имеет аккредитации. Документ считается недействительным.
• Собственник получает кадастровый паспорт на часть жилой постройки, не изолированной от остальных помещений.
Отказ можно опротестовать в судебном порядке. Работники Росреестра обязаны обосновать отрицательный ответ в письменной форме. В ином случае собственник имеет право оформить жалобу руководителю регионального подразделения госучреждение. На её рассмотрение выдает две недели.
Сотрудники службы регистрации имеют право приостановить внесение информации в реестр:
• выявление противоречий о постройке между информацией в заявке и в б• если недвижимость располагается на территории, где зарегистрирована иная постройка;
• неполный пакет документации;
• неправильно составлено заявление.
При возникновении такой ситуации собственника в письменной форме уведомляют о причинах приостановки оформления выписки. Также указывается срок, в течение которого владелец должен исправить выявленные недочеты.