Уточните, на какую норму права я могу сослаться в суде, утверждая
Спасибо за ответ на вопрос №101409. Уточните, пожалуйста, на какую норму права я могу сослаться в суде, утверждая, что работник ГИБДД был обязан составить схему к протоколу осмотра дорожно-транспортного происшествия с участием понятых? Материалы по делу об административном правонарушении уже находятся в в деле об обжаловании постановления ГИБДД и в упомянутой выше схеме напротив слова "Понятые" пусто.
Составление схемы ДТП регламентируется Методическими рекомендациями по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения
13. При оформлении материалов по факту нарушения Правил, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего, составляются протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия (приложение № 3), схема места дорожно-транспортного происшествия (приложение № 4), протокол осмотра транспортного средства (приложение № 5), справка по дорожно-транспортному происшествию (приложение № 6).
14. В схеме места дорожно-транспортного следует отражать:
место дорожно-транспортного происшествия (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;
ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
направление движения участников ДТП до момента его наступления.
В бланке Приложения 4 (Схема места ДТП) предусмотрено место для подписи понятых.
Приложение N 4 к Методическим рекомендациям по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения СХЕМА МЕСТА ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ Место происшествия _______________________________________________ "__" ____________ 200_ г. ___ час. ___ мин. ------------------------------------------------------------------ | | | | | | | (миллиметровая сетка) | | | | | | | ------------------------------------------------------------------ Условные обозначения _____________________________________________ Схему составил ___________________________________________________ (должность, звание, фамилия, инициалы) Со схемой согласны Водители: ____________________________ ____________________________ Понятые: ____________________________ ____________________________ Примечание. Бланки схемы изготавливаются на миллиметровой бумаге. Схема составляется в масштабе 1:200 (в 1 см 2 м).
Ранее составление схемы регламентировалост приказом МВД 130
2.6.2. При оформлении нарушения правил, повлекшего причинение телесных повреждений, составляются протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия (приложение 4), схема происшествия на бланке с миллиметровой сеткой в масштабе (приложение 5), протокол осмотра и проверки технического состояния транспорта (приложение 6), справка по дорожно-транспортному происшествию (приложение 7).
Тем не менее, внесение в любой документ ложных данных (не присутствующих при составлении схемы и не имеющихся "в природе" понятых) является должностным подлогом. По факту этого можно написать заявление в прокуратуру, а в суд написать ходатайство, что в связи с тем, что прокуратура рассматривает Ваше заявление по факту должностного подлога, прошу исключить данную схему их числа доказтельств до принятия решения прокуратурой.
Приказ МВД РФ от 23 марта 1993 г. N 130
Приложение 1
к приказу МВД РФ
от 23 марта 1993 г. N 130
Инструкция по организации в органах внутренних дел производства по делам
об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм,
действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
(с изменениями от 26 декабря 1994 г., 15 апреля 1996 г.,
12 октября 1999 г.)
2. Оформление материалов о нарушении правил
2.1. Выявленные нарушения правил оформляются документами, предусмотренными настоящей Инструкцией.
2.2. Все документы, предусмотренные настоящей Инструкцией, должны заполняться чернилами (черного, синего или фиолетового цвета) разборчиво, без помарок и исправлений.
При составлении схемы дорожно-транспортного происшествия, в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, в ней указываются точные результаты измерений расположения транспортных средств после происшествия, производится из привязка к стационарным объектам, дорожным или иным сооружениям, элементам дороги (тротуарам, обочинам, кюветам и т.д.).
Приказом МВД РФ от 12 октября 1999 г. N 797 в пункт 2.3 настоящей Инструкции внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
2.3. Основным процессуальным документом, фиксирующем данные о нарушении, личности нарушителя, является протокол об административном правонарушении*** (приложение 1).
Административный протокол по факту выявленного нарушения составляется только в присутствии лица, совершившего правонарушение.
Если нарушение правил совершено несколькими лицами, административный протокол составляется на каждое лицо, совершившее правонарушение.
Копия административного протокола немедленно после составления протокола вручается лицу, совершившему правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе.
2.4. В административном протоколе излагается краткое и точное существо допущенного нарушения правил, отражающее его противоправный характер, указывается статья Кодекса, предусматривающая ответственность за данное нарушение. Не допускаются формулировки общего характера ("Нарушил ПДД", "Превысил скорость" и т.п.).
Сведения о нарушителе (фамилия, имя, отчество), вносимые в административный протокол, должны заполняться печатными буквами, согласно разметки (в каждую графоклетку вписывается одна буква).
В случае использования технических средств для выявления и (или) фиксации нарушения правил в административном протоколе указывается наименование прибора, его номер.
При необходимости изложить дополнительные сведения, уточняющие существо нарушения, и другие факты, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотрудник милиции составляет рапорт, который прилагается к административному протоколу.
2.5. При составлении административного протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса, объявляются время и место рассмотрения дела о нарушении правил.
2.6. Особенности оформления отдельных нарушений правил, совершаемых водителями транспортных средств:
2.6.1. При оформлении материалов по факту нарушения правил, повлекших причинение материального ущерба, к административному протоколу приобщаются сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии (приложение 2), объяснения участников происшествия и свидетелей.
Водителям, участвовавшим в дорожно-транспортном происшествии, должностным лицам Госавтоинспекции, оформляющими или рассматривающими дело о нарушении правил, повлекшим данное происшествие, выдаются справки (приложение 3).
Заинтересованным предприятиям, учреждениям, организациям аналогичные справки выдаются по их письменным запросам.
2.6.2. При оформлении нарушения правил, повлекшего причинение телесных повреждений, составляются протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия (приложение 4), схема происшествия на бланке с миллиметровой сеткой в масштабе (приложение 5), протокол осмотра и проверки технического состояния транспорта (приложение 6), справка по дорожно-транспортному происшествию (приложение 7).
В отношении лица, совершившего нарушение правил, повлекшее указанные последствия, если в его действиях не усматриваются признаки преступления, составляется административный протокол.
2.6.2.1. Сведения о характере причиненных телесных повреждений получаются в медицинском учреждении по запросу (приложение 8), куда доставлялся или где проходил амбулаторное (стационарное) лечение пострадавший.
2.6.2.2. В необходимых случаях для получения доказательств, устанавливающих наличие или отсутствие состава административного правонарушения, в бюро судебно-медицинских экспертиз запрашивается заключение о степени тяжести телесных повреждений (приложение 9).
2.6.2.3. При поступлении заключения о том, что причиненные пострадавшему телесные повреждения относятся к разряду тяжких (менее тяжких), либо получения сведений из лечебного учреждения о совокупной продолжительности лечения пострадавшего в связи с причиненными ему телесными повреждениями более 21 дня сотрудник Госавтоинспекции, осуществляющий подготовку материалов к рассмотрению, докладывает об этом начальнику Госавтоинспекции и готовит материалы для передачи их по подследственности.
2.6.3. При оформлении материалов по дорожно-транспортному происшествию, когда водитель в нарушение правил оставил место дорожно-транспортного происшествия, составляется рапорт.
При установлении личности нарушителя на него составляется административный протокол по факту оставления в нарушение правил места дорожнотранспортного происшествия, в котором указываются обстоятельства, подтверждающие противоправный характер действий нарушителя. К административному протоколу прилагаются рапорта сотрудников милиции с изложением действий по выявлению нарушителя, объяснения нарушителя и очевидцев.
По факту совершения этим лицом нарушения правил, повлекшего причинение материального ущерба или легких телесных повреждений, составляется отдельный административный протокол.
2.6.4. В случае, когда в отношении водителя транспортного средства имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, в установленном порядке проводится его освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки "Контроль трезвости" или других предназначенных для этих целей технических средств.
Освидетельствование и его результаты оформляются протоколом освидетельствования с использованием индикаторной трубки "Контроль трезвости" или других предназначенных для этих целей технических средств (приложение 10). При этом обязательно присутствие не менее двух свидетелей.
Если водитель не согласен проходить освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки "Контроль трезвости" либо других технических средств, а также в случае несогласия с результатами проведенного с применением указанных средств освидетельствования, он направляется на медицинское освидетельствование.
При подтверждении факта нахождения водителя в состоянии опьянения составляется административный протокол.
2.6.5. В случаях уклонения водителя от прохождения освидетельствования на состояние опьянения в административном протоколе указываются имеющиеся у нарушителя признаки опьянения и его действия, характеризующие факт уклонения от освидетельствования. Протокол составляется в присутствии двух свидетелей.
2.6.6. При оформлении материалов по факту невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства составляется административный протокол, в котором указываются обстоятельства, подтверждающие противоправный характер действий нарушителя (игнорирование неоднократных требований об остановке, подаваемых через громкоговорящую установку, с помощью сигналов, жестов; попытки скрыться от преследования).
К административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников милиции, чьи требования об остановке не выполнил нарушитель, с указанием подаваемых ими сигналов, жестов, а также причин, вызвавших необходимость остановки транспортного средства. В случае преследования нарушителя к административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников, осуществлявших преследование.
2.6.7. В случае, если фактам уклонения водителя от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства предшествовали другие нарушения правил, о совершении этих нарушений составляется отдельный протокол.
2.6.8. При оформлении нарушения, связанного с управлением транспортным средством, имеющим неисправности, при наличии которых в соответствии с правилами запрещается их эксплуатация, в обязательном порядке составляется акт технического осмотра транспортного средства (приложение 11), который приобщается к административному протоколу.
2.6.9. При оформлении материалов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильном транспорте в административном протоколе указывается наличие или отсутствие разрешений (в установленных случаях) на перевозку таких грузов.
В случае выявления нарушения правил перевозки опасных грузов в административном протоколе указывается наличие или отсутствие согласованного маршрута перевозки, свидетельство о допуске транспортного средства, свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов, аварийной карточки системы информации об опасности.
2.6.10. При оформлении нарушения, связанного с невыполнением руководителями предприятий, учреждений, организаций или иными должностными лицами предписаний Госавтоинспекции, необходимо установление факта, что данные лица по своим служебным обязанностям несут ответственность за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств или эксплуатацию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений и обязаны были выполнять предписания. В административном протоколе должны быть отражены существо невыполненного предписания, срок, отведенный на устранение выявленных ранее нарушений и недостатков.
Приказом МВД РФ от 12 октября 1999 г. N 797 подпункт 2.6.11 настоящей Инструкции исключен
2.6.11. Особенности оформления материалов о систематическом нарушении правил водителями транспортных средств:
2.6.11.1. При совершении водителем нарушений, предусмотренных статьями 114, 115 и частью первой статьи 118 Кодекса, одновременно с наложением административного взыскания ему начисляются штрафные баллы.
2.6.11.2. Отметки о нарушении правил и начислении штрафных баллов производятся во временном разрешении на право управления транспортными средствами**** (приложение 12) сотрудником ГАИ или участковым инспектором милиции в пределах своей компетенции, составившим административный протокол или принявшим к водителю меры административного воздействия.
В графе "Дата нарушения (изъятия водительского удостоверения)" указываются день, месяц и год совершения нарушения и изъятия водительского удостоверения. Например: 01.01.93.
В графе "Дата исполнения (возврата водительского удостоверения)" указываются день, месяц и год исполнения постановления о наложении административного взыскания и возврата водительского удостоверения. При вынесении предупреждения или взимании штрафа на месте совершения нарушения записывается дата, соответствующая записи в графе "Дата нарушения (изъятия водительского удостоверения)".
В графе "Количество баллов" прописью записывается соответствующее количество баллов, которыми в соответствии со статьей 118.1 Кодекса оценивается допущенное нарушение правил.
Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 108-ФЗ статья 118.1 исключена
В графе "N нагрудного знака" записывается номер нагрудного знака сотрудника Госавтоинспекции или серия и номер служебного удостоверения участкового инспектора милиции, составившего административный протокол о нарушении правил или принявшего меры административного воздействия.
О рассмотрении жалобы о признании недействительными подпунктов 2.6.11.3 и 2.6.11.4 настоящей Инструкции см. Определение Верховного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N ГКПИ 99-689
2.6.11.3. Временное разрешение дает водителю право на управление транспортными средствами в течение 30 суток после изъятия у него водительского удостоверения, что подтверждается наличием записи в графе "Дата нарушения (изъятия водительского удостоверения)" и отсутствием записи в графе "Дата исполнения (возврата водительского удостоверения)".
В необходимых случаях срок действия временного разрешения может быть продлен до двух месяцев должностным лицом подразделения Госавтоинспекции по месту совершения нарушения правил или по месту постоянного (временного) учета транспортного средства, а при нахождении водителя в командировке, отпуске - в ближайшем подразделении Госавтоинспекции. Отметка о продлении временного разрешения заверяется печатью подразделения Госавтоинспекции.
2.6.11.4. Временное разрешение, срок действия которого истек, является недействительным, подлежит изъятию у водителя и приобщается к административному протоколу.
Спросить, что работник ГИБДД был обязан составить схему к протоколу осмотра дорожно-транспортного происшествия с участием понятых?
Скажите, можно ли оспорить схему к протоколу осмотра дорожно-транспортного происшествия по причине ее составления без участия понятых?
Что можете посоветовать для оспаривания постановления ГИБДД, если в материалах данного административного дела сам протокол осмотра дорожно-транспортного происшествия отсутствует (не составлялся)?
Мировой судья лишил меня прав по ч.4 ст. 12.15 КоАП. (проехал под "кирпич"). Схему не состаляли происшествия не составляли
Однако, потом, после вынесения м/с постановления о лишении, я знакомился с материалами производства, то увидел там схему происшествия. Но там нет моей подписи и подписи понятых. Только подпись инспектора. Протокол об адм. правонарушении содержит указание на схему. Постановление тоже основывается только на протоколе и схеме. Имеет ли законную силу такая схема? Можно ли отменить постановление на том основании что схема незаконна и, соответственно незаконен и протокол?
Какими нормативными актами и законами регламентируется обязательное присутствие понятых при составлении схемы ДТП? ДТП было без пострадавших, аварийного комиссара сотрудники ГИБДД дожидаться отказались составили свою схему ДТП, а понятым на месте дали подписать пустой лист. Обязаны ли понятые присутствовать при составлении схемы ДТП? В наставлении по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» утв. Приказом Министра МВД РФ № 297 от 20.04.1999 г. говорится вроде только о понятых при ДТП с пострадавшими.
Схема ДТП фальсифицированна. Составлена сотрудником ГИБДД, который на место ДТП не выезжал. Исправлено расположение автомобилей. За понятых расписались неизвестные лица. На суде понятые признались, что эту схему они не подписывали, а подписали только первоначальную, которая была составлена на месте ДТП (черновик)., но первоначальную схему работники ГИБДД не показывают, потому что там есть различия. Сотрудники ГИБДД говорят, что они на месте ДТП дают расписываться сразу в двух местах: на составленной схеме и на чистом листе бумаги, о чем якобы понятые забыли. Имеют ли право они давать понятым подписывать чистый лист бумаги? Может ли судья признать схему фальсифицированной? Если да, то что для этого надо? Имеет ли право судья выносить решение по фальсифицированной схеме?. Потому что позиция судьи пока не понятна.
Можно ли работник ГИБДД составить схему места совершения административного правонарушения, при этом не составлять протокол об административном правонарушении? К какому процессуальному документу должна быть привязана составленная работником ГИБДД схема правонарушения? Спасибо.
Я отказался от мед освидетельствования. Были составлены протоколы при понятых.
В протоколах "об отстранении от управления ТС" и "о направлении на мед освидетельствование" указаны понятые и стоят их росписи. А вот в протоколе "об административном правонарушении" НЕ УКАЗАНЫ ПОНЫТЫЕ и соответственно нет подписей понятых.
Вопросы:
1) Должны ли были быть указаны понятые в протоколе "об АП"?
2) Должны ли сотрудники ДПС разъяснять права и обязанности понятым?
Из под знака остановка запрещена в мое отсутствие был эвакуирован мой авто на штраф-стоянку. На каком основании сотрудники ГИБДД должны составить схему места проишествия? И должны ли совпадать фамилии понятых на схеме и в протоколе об адм/правонарушении и протоколе задержании авто?
Схему ДТП составлял сотрудник ГИБДД в схеме нет подписи второго участника, понятых и не указано направление движения. Действительна ли такая схема?