Гарантийные сроки при неплатеже - каковы права и обязанности покупателя и продавца
Договор на поставку товара заключен между юр.лицами. Товар поставлен, но не оплачен Покупателем. Возникают ли гарантийные сроки на товар, которые может предъявить Покупатель?
4.2.1. Гарантийный срок и порядок его исчисления
по договору поставки
Гарантийный срок - срок, в течение которого поставщик обязуется обеспечить соответствие качества товара условиям договора и несет ответственность перед покупателем за выявленные недостатки товара (п. 2 ст. 470, п. 3 ст. 477 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ стороны вправе определить любой срок действия гарантии качества, так как закон не устанавливает ограничений по его продолжительности. Однако, если гарантийный срок будет составлять менее двух лет, покупатель все равно сможет предъявить требования в связи с недостатками товара, обнаруженными по окончании данного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара (п. 5 ст. 477 ГК РФ). При этом "договорная" гарантия с истечением гарантийного срока прекращается, следовательно, доказывать момент и причину возникновения недостатков обязан будет покупатель (см. Риск покупателя 4.2.2).
Пример формулировки условия:
"На товар устанавливается гарантийный срок продолжительностью пять лет с момента исполнения поставщиком обязанности передать товар покупателю".
В случае поставки комплектного товара гарантийный срок на основной товар может быть установлен большей или меньшей продолжительности, чем на комплектующие изделия (п. 3 ст. 477 ГК РФ).
Если гарантийный срок договором не установлен
Поставщик обязан предоставить товар, пригодный для использования по назначению в течение разумного срока после передачи (п. 1 ст. 470 ГК РФ). Покупатель вправе будет предъявить требования поставщику в связи с недостатками, обнаруженными также в течение разумного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ), если другой срок обнаружения недостатков не установлен законом или договором (см. п. 4.4 "Сроки обнаружения недостатков товара по договору поставки и уведомления поставщика об их выявлении" настоящих Рекомендаций). Однако в этом случае согласно п. 1 ст. 476 ГК РФ доказывать отсутствие своей вины в возникновении недостатков товара должен будет покупатель, а не поставщик (см. Риск покупателя 4.2.1).
Начало гарантийного срока
По общему правилу гарантийный срок исчисляется с момента передачи товара покупателю (п. 1 ст. 471 ГК РФ). Передача товара производится путем его вручения, при этом товар считается переданным с момента его фактического поступления во владение покупателя (абз. 2 п. 1 ст. 224 ГК РФ).
При поставке товар может быть передан двумя способами - путем доставки поставщиком покупателю либо получения покупателем в месте нахождения поставщика (ст. 510 ГК РФ). При этом в обоих случаях момент передачи товара и, как следствие, начала исчисления гарантийного срока согласно ст. 224 ГК РФ будет определяться моментом его фактического поступления во владение покупателя.
Исходя из судебной практики гарантийный срок может исчисляться с момента подписания следующих документов:
- товарной накладной (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.08.2008 N Ф 04-4944/2008 (9727-А 46-12), решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2008 по делу N А 60-9919/2007-С 4);
- акта о передаче товара (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 N 18 АП-8303/2009).
В случае, когда товаром по договору является транспортное средство и начало гарантийного срока определено моментом подписания акта приема-передачи, но в дальнейшем такой акт не подписан, момент передачи товара покупателю и, как следствие, начала гарантийного срока может быть определен по дате передачи, указанной в паспорте транспортного средства.
Поскольку норма п. 1 ст. 471 ГК РФ диспозитивна, стороны вправе определить в договоре иной момент времени, с которого начинает течь гарантийный срок. В интересах поставщика определить его таким образом, чтобы в случае нарушения покупателем обязанности по принятию товара в установленный срок (или возможности такого нарушения) начало течения гарантийного срока не откладывалось. Например, стороны могут согласовать в договоре условие о том, что начало гарантийного срока определяется моментом предоставления товара для выборки (абз. 2 п. 1 ст. 458 ГК РФ) или сдачи товара перевозчику для его доставки покупателю.
Примеры формулировки условия:
"Гарантийный срок исчисляется со дня уведомления поставщиком покупателя о готовности товара к выборке".
"Гарантийный срок исчисляется с момента передачи поставщиком товара перевозчику для доставки покупателю".
Покупатель заинтересован в определении такого момента начала гарантийного срока, с которого он не только получает товар в распоряжение, но также приобретает возможность использовать его по назначению. Поэтому в интересах покупателя согласовать в договоре условие о том, что гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара конечному потребителю (розничному покупателю) при перепродаже товара или с момента ввода поставленного оборудования в эксплуатацию.
СпроситьВозникают ли гарантийные сроки на товар - зависит от вида товара.
Если у товара должен быть срок хранения и др. параметры, то безусловно поставленный товар должен иметь все законные гарантии.
СпроситьДоброго времени суток!
Если передача товара состоялась - гарантийные сроки начали течь. Сроки оплаты, установленные договором, не влияют на течение гарантийного срока.
Удачи Вам и всех благ!
СпроситьНе заключение в письменной форме договора между юридическими лицами не делает недействительным договор в его юридическом понимании. Если договор заключен и произошла поставка товара, то срок гарантии устанавливается на условиях, оговоренных в договоре. Вопрос оплаты за поставленный товар относится к категории споров по оплате задолженности по договору. Гарантийные обязательства возникают со дня поставки товара и приема ее покупателем. Успешно решить Ваш вопрос можно только с юридической помощью. Всегда рад Вам помочь!
Спросить