Наследуется ли право переселения из районов крайнего севера от мамы?
Моя мама стояла в очереди на переселение из районов крайнего севера и каждый год ходила подтверждать это право в администрацию (отметка в очереди).2 года назад мамы не стало, а люди стали мне советовать-уточнить все-таки, наследуется ли данное право... я-единственный наследник. Спасибо!
Ознакомитесь:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 2 ноября 2015 г. по делу N 33-6021/2015 Судья: Тернюк О.П. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе: председательствующего Семенчиной Л.А., судей Захваткина И.В., Орловой И.А., при секретаре З. рассмотрела в судебном заседании 2 ноября 2015 г. дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 августа 2015 г., по которому исковые требования Д.И., Д.Ж. удовлетворены. Признано право Д.И., Д.Ж. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья для переселения из районов Крайнего Севера с датой постановки на учет по категории «инвалиды». Возложена обязанность на администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» восстановить Д.И., Д.Ж. в списках граждан — участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, с датой постановки на учет по категории «инвалиды». Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия установила: Д.И., Д.Ж. обратились в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» о признании за ними права на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет Д.С.В. и его очередностью по категории «инвалиды», о восстановлении в соответствующих списках. Полагали, что за ними, как за членами семьи умершего очередника, должно быть сохранено право на получение жилищной субсидии. Ответчик исковые требования не признал. Привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (далее по тексту — Минархстрой РК) также посчитало исковые требования не подлежащими удовлетворению. Судом принято указанное выше решение. В апелляционной жалобе Минархстрой РК просит отменить решение суда, ссылаясь на неверное применение норм материального права. Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки. Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Судом установлено, что по состоянию на Д.С.В. состоял на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет по категории «инвалиды» с составом семьи 4 человека (без указания ФИО членов семьи). Д.С.В. умер. На момент смерти Д.С.В. и члены его семьи, включая супругу Д.И. и дочь Д.Ж. (истцов по настоящему делу), были зарегистрированы по месту жительства по адресу: . Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от Д.И. отказано в удовлетворении заявления о сохранении права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты по категории «инвалиды» с датой постановки на учет умершего мужа Д.С.В. — в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, статьей 4 ГК РФ и в связи со вступлением в силу Федерального закона от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ с 1 января 2012 г. Указывая на наличие права состоять в очереди на получение жилищной субсидии в категории «инвалиды» с даты постановки на учет умершего члена их семьи, истцы обратились в суд с настоящим иском. Разрешая спор, суд верно применил нормы материального права и пришел к выводу о наличии у Д.И. и Д.Ж. защищаемого в иске права. Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений. В соответствии со статьей 4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“ статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“ изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи. Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 года (статья 2 данного Закона). До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“ возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение прямо в статье 1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была. Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал. В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии. Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции правильно исходил из того, что Д.И. и Д.Ж., как члены семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, не могут быть лишены права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти их супруга и отца соответственно до 1 января 2012 года. Доводы апелляционной жалобы Минархстрой РК основаны на ошибочном толковании закона, поскольку право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25 октября 2005 года N 125-ФЗ „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем нормативными правовыми актами, т.к. придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, фактически означает утрату для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Как следует из материалов дела с заявлением о восстановлении в списках лиц, претендующих на получение жилищной субсидии обратилась Д.И. Согласно с. 1 Федерального закона „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“ случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи. Согласно подпункту з пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете (получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи). Таким образом, в списках граждан состоявших на учете для получения социальной выплаты для жилья в связи с переселением может быть включено только одно лицо. С учетом требований закона и принятого во исполнении закона подзаконного нормативного акта, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости уточнения резолютивной части решения. Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 августа 2015 г. оставить без изменения, жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми — без удовлетворения. Уточнить резолютивную часть решения: Возложить на администрацию Муниципального образования городского округа „Воркута“ обязанность восстановить Д.И. в списках граждан — участников подпрограммы „Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы „Жилище“ на 2011-2015 года, с датой постановки на учет по категории „инвалида"
Спросить