Переход квартиры из государственного фонда в муниципальный - нужно ли перезаключить договор соцнайма и как приватизировать квартиру?
Квартира перешла из государственного фонда в муниципальный. Я понимаю, что при переходе права собственности условия договора не меняются. Но сменился наймодатель. Нужно ли мне перезаключить договор с администрацией города. В дальнейшем хочу приватизировать квартиру. Какими нормативными актами мне можно руководствоваться, если администрация откажется от переоформления договора соцнайма с бывшего наймодателя на нового. С уважением. Наталья.
Статья 617 пункт 1 Гражданского кодекса РФ определяет, что в случае перехода собственнических прав на жилое помещение, которое занимает наниматель по договору найма, не происходит расторжение или модификация документа. Говоря другими словами, в этом случае срабатывает право следования, которое предполагает, что за имуществом следует право на него. Это утверждение применимо как к коммерческому, так и к социальному найму.
Согласно статье 675 ГК России контракт найма остается неизменным лишь в случаях, когда меняется хозяин занимаемого нанимателем жилого помещения. Однако, учитывая правило следования права за вещью, становится понятно, что при переходе более слабых, по сравнению с собственническими, вещных прав, это правило также действует. Таким образом, договор найма неизменен, когда не совершается смена собственника, но:
1. госсобственность переходит в муниципальную;
2. когда происходит переход из ведения одного жилищно-эксплуатационного предприятия в другое.
Важно сказать, что статья 617 ГК обширнее, чем ст. 675. В ней идет речь о том, что контракт найма оставляется без внесения корректив в случае смены сторон. Имеется в виду не только арендодатель, но также существует ряд обстоятельств, при которых происходит смена арендатора, они определены пунктом 2 ст. 617. Статья же 675 ориентирована исключительно на случаи, когда в соглашении меняется арендодатель, несмотря на то, что смена нанимателя также вполне возможна. Это связано с тем, что законодательство в этом смысле дифференцированно подходит к вопросам найма социального и коммерческого. Поскольку действие 675 статьи рассчитывается как на социальный, так и на коммерческий наем, их урегулирование в вопросах, касающихся нанимателя, определяется ст. 672 п. 2 и ст. 686 ГК соответственно.
Учитывая то обстоятельство, что контракт коммерческого найма заключается на определенный период, новый владелец не может требовать от арендатора изменения платы за использование жилого помещения в сторону увеличения, до момента окончания срока действия заключенного соглашения. Исключение составляют контракты, в которых изначально была прописана подобная возможность. Это же положение действует, если жилое помещение перешло из ведения одного жилищно-эксплуатационного хозяйства к другому. Новый наймодатель не вправе настаивать на повышении платы за использование жилого помещения, говоря о том, что его эксплуатационные затраты и накладные расходы превышают расходы предшественника.
Если изменение уровня оплаты в сторону увеличения не основывается на законодательных нормах или не является следствием соглашения сторон, правомочным является отказ нанимателя вносить оплату за жилое помещение в повышенном объеме. В этом случае арендодатель злоупотребляет своими правами, а потому его требование не защищено на законодательном уровне. Это же положение распространяется на повышении платы за коммунальные услуги, если они не соответствуют нормам закона.
Спросить