Право помощника прокурора на неплановые проверки организаций без уведомления - разъяснения и основания
Скажите, пожалуйста, имеет ли вообще право, помощник прокурора ходить по разным учреждениям, таким как детские сады, школы, а также по таким организациям как магазины, "ИП" и т.д.,вмешиваться и осуществлять там какие-то ревизии, проверять документацию и ещё что-то,просто так, без плановой на то проверки, без заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина на эти проверяемые места прокурором? Дайте, пожалуйста, разъяснения по этому поводу. Если имеет право, то на каком основании, согласном каким нормативно-правовым актам. И обязан ли прокурор когда заходит и проверяет какие-то организации, учреждения и т.д. быть в форменном обмундировании? И в каких случаях прокурор может не уведомлять проверяющие школы, сады, магазины и т.д. о своих неплановых проверках? Если обязан то за сколько дней? Спасибо.
Уведомлять о проверках не обязана прокуратура, проверку может проводить даже по анонимному заявлению.
СпроситьСогласно решения о проведении проверки должна проводится соответствующая проверка. В решении в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. С этим документом прокуроры обязаны знакомить проверяемых, еще до начала ревизии. Если во время проверки нарушений закона выявлено не было, то в течение десяти дней с момента ее завершения составляется акт. После чего копия акта направляется руководителю проверяемой организации.
СпроситьДобрый день!
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Таким образом, поводами для прокурорской проверки исполнения законов на предприятиях могут быть:
обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в какой-либо сфере;
материалы СМИ;
задание вышестоящей прокуратуры;
указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка);
проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц). Проверка организации надзорным ведомством начинается с поступления запроса о необходимости предоставления определенной документации.
Исходя из того, что проверка со стороны прокуратуры исполнения законодательства представляет собой организационное мероприятие, в котором может быть задействовано большое число лиц, о ее начале, как правило, работники прокуратуры уведомляют руководство организации по телефону заранее.
Согласование начала проверочных мероприятий в законодательстве не регламентировано, однако просьба руководителя отсрочить приезд прокуратуры на определенное время (скажем, на день или два) в целях исполнения всех требований надзорного органа не будет считаться нарушением и не может рассматриваться как воспрепятствование проведению проверки. Таким образом, дата начала проверочных мероприятий может согласовываться между работниками прокуратуры и работодателем. Задача последнего - обеспечить, чтобы сотрудники кадровых подразделений, бухгалтеры, заместители руководителя, иные лица, отвечающие за организацию работы на определенном участке, находились на рабочих местах, с целью предоставить прокурорским работникам оперативную возможность ознакомиться с интересующей их документацией, визуально осмотреть производственные помещения и т. д.
После согласования времени начала проверочных мероприятий в назначенный час сотрудник прокуратуры прибывает в организацию. В соответствии со ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокурорский работник вправе при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
Несмотря на то, что в законодательстве процедура осуществления проверочных мероприятий сотрудниками прокуратуры не регламентирована, в целом она носит формализованный характер. Вместе с этим закрепленные в Законе о прокуратуре права и обязанности прокурорских работников ограничены ст. 26 ФЗ: органы прокуратуры не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций. Подобное означает: прокуратура не может давать советы и указания по подбору и расстановке кадров, назначению ответственных лиц за охрану труда, оценке квалификации работников, улучшению производственного цикла или иной внутрихозяйственной и внутриорганизационной деятельности.
СпроситьДобрый день!
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.10.2018) "О прокуратуре Российской Федерации"
Статья 22. Полномочия прокурора
1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:
освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
СпроситьА разве не должны доводить до сведения организацию или орган не позднее дня проверки, по информации поступившей о нарушении законов, согласно ст.21 ФЗ "О прокуратуре"?
СпроситьВ двух судебных заседаниях по жалобе в порядке ст.125 УПК РФ участвовали два разных помощника районного прокурора, хотя надзор за многотомным и сложным делом осуществляет окружная прокуратура Москвы. На втором заседании потерпевший - заявитель по жалобе заявил отвод прокурору на том основании, что помощник райпрокурора не является надлежащим должностным лицом, так как по приказу Генпрокуратуры в процессе обязан участвовать прокурор, ведущий надзор, то есть помощник окружного, а не районного прокурора, как минимум. После заявления отвода судья разъяснил, что помощник райпрокурора является надлежащим лицом, так как согласно письма окружной прокуратуры она уполномочила районную прокуратуру участвовать в данном процессе и передал копию письма с датой, но без регистрационного номера, подписанное и.о. зам. прокурора округа, состоящее только из двух предложений. Первое: районной прокуратуре поручается участвовать в процессе. Второе: позиция окружной прокуратуры: заявителям жалобы отказать в ее удовлетворении. Всё!
Таким образом, прокурор в судебном заседании ничего не знает и не может знать об уголовном дела и его обязанность произнести только одно слово: "Отказать". Чтобы не пререкаться с судьей, заявитель жалобы после разяснений судьи отказался от заявленного прокурору отвода под нажимом судьи. Предстоит следующее заседание. Есть ли весомые правовые аргументы за то, чтобы вновь заявить отвод помощнику районного прокурора (кроме ссылки на приказ Генпрокуратуры других аргументов пока не нашли) ? Есть ли смысл обжаловать такое решение окружной в городскую прокуратуру?
На повестке дня спор наших сотрудников. Не хочу называть организацию, но рассчитываю на Вашу помощь. В организацию (назовем ее АООТ Кирпич) прибыл помощник прокурора города не располагая сведениями о нарушении законов. Он доложил руководителю о цели своего визита и потребовал предъявить соответствующие документы. Руководитель отказался, ссылаясь на то что повода для проведения проверки он не видит, поскольку на предприятии не допускалось нарушение налогового законодательства. Помощник прокурора уехал и обещал проинформировать об этой ситуации прокурору. Как в таких случаях реагируют прокуроры и кто прав? (со ссылкой на закон)
К нам в организацию пришел помощник прокурора с проверкой. Причину проверки обосновал устно. Подскажите, должен ли быть документ, подтверждающий право проводить эту проверку от прокурора (приказ или иной документ). Проверка проводится по инициативе самого помощника.
При проверке исполнения законов в области природопользования старший помощник прокурора природоохранной прокуратуры выявил существенные нарушения в деятельности ООО «Фактор», осуществляющего застройку территории, прилегающей к водоохраной зоне и направил в адрес ООО «Фактор» соответствующее представление.
Получив представление, ООО «Фактор» обратилось с заявлением к вышестоящему прокурору, указав, что исправление нарушений закона потребует значительного удорожания стоимости строительства, что не позволит его завершить и нарушит права дольщиков.
Рассмотрев заявление ООО «Фактор», вышестоящий прокурор дал указание старшему помощнику прокурора природоохранной прокуратуры отозвать внесённое им представление.
Старший помощник прокурора природоохранной прокуратуры отказался отозвать представление на том основании, что допущенные ООО «Фактор» нарушения закона значительны и носят явный характер.
1. Правомерны ли действия старшего помощника прокурора природоохранной прокуратуры?
2. Какие нормы закона РФ «О прокуратуре» подлежат применению в данном случае?
3. Как следует поступить старшему помощнику прокурора природоохранной прокуратуры?
Прокурор района города с районным делением внес мэру города протест на его незаконное распоряжение. Последний, без рассмотрения, отправил протест прокурору города и предложил ему провести воспитательную работу с прокурором района. Прокурор города, рассмотрев письмо мэра, своим приказом объявил прокурору района выговор.
Дайте оценку действиям прокурора района, прокурора города и мэра города.
В коммерческую организацию (санаторий) пришел прокурор с проверкой. Из документов только удостоверение прокурора. Хочет проверить выполнение антитеррористического законодательства. Понимаем, что будет проверять не только это. С ним еще несколько человек из разных ведомств. В том числе из полиции. Требует их всех пропустить. Вопрос: что должно быть у прокурора кроме ксивы? Предписания, приказы о проверке и т.д. Обязана ли прокуратура предварительно уведомлять о проверке? Обязаны ли мы пускать сопровождающих? Чем кроме закона о прокуратуре регулируется процедуры прокурорской проверки?
Я работаю в образовательном учреждении. У нас прошла прокурорская проверка, вынесено представление по устранению недочетов в работе. Конкретно по отношению ко мне нарушение ФЗ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Помощник прокурора утверждает, что в образовательном учреждении должны вестись учетные дела, разработаны положения о постановке на учет и т.д. В нашем образовательном учреждении ведется определенная работа, разрабатываются профилактические программы, планы работы, которые реализуются в течение учебного года.
По требованию помощника прокурора разработаны Положения о постановке на внутренний учет, положения о работе с неблагополучными семьями. При встрече заранее обсуждались эти положения, а когда был подготовлен окончательный ответ, помощнику прокурора опять не понравилась документация. В данном Законе не прописаны документы, которые должны вестись в образовательном учреждении, также не методических рекомендаций к данному закону, т.е. основываясь на работе другого образовательного учреждения, она судит о работе нашей организации. Вопрос: Может ли требовать помощник прокурора то, что не прописано в Законе и подзаконных актах. Как поставить на место помощника прокурора?
В общем, это домашнее задание.
Дана ситуация: обращение родителей в Прокуратуру с жалобой на детсад и последующая за ней прокурорская проверка. Какова будет цепочка действий? Возможна ли следующая цепочка?
1. Жалоба от родителей
2. Обращение прокурора в санинспекцию с целью проверки учреждения
3. Проверка сотрудником санинспекции учреждения и предоставление соответствующего акта прокурору
4. Прокурора готовит представление, адресованное директору детсада с указанием всех выявленных нарушений.
Разъясните, пожалуйста. В образовательное учреждение пришла проверка по жалобе (проверяющие - специалисты РО и администрации района). О проверке предупреждений не было. Текст жалобы, приказ о проведении проверки предъявлены не были. Правомерны ли действия проверяющих? Каковы дальнейшие действия организации по защите своих прав?
Я подал жалобу районному прокурору, но прокурор перенаправил мою жалобу руководителю того органа на который я жалуюсь. По закону прокурор не имеет права перенаправлять мою жалобу. Есть ли смысл подавать в суд на районного прокурора в таких случаях?