Военный матрос не воспользовался Накопительно ипотечной системой - может ли он выйти из участников и получить жилищную субсидию?

• г. Мурманск

Ситуация такая. Я военнослужащий. Воинское звание матрос. Первый контракт 2013 год, написал рапорт о включении меня в участники Накопительно ипотечной системы в 2016. Накопления я не использовал, квартиру не покупал. В 2014 году появилась жилищная субсидия как один из вариантов обеспечения военного жильём. Но я об этом к сожалению не знал. Могу ли я по суду попробовать выйти из участников НИС тк не воспользовался накоплениями, признаться нуждающимся в улучшении жилищных условий и встать на субсидию при увольнении. Субсидия в моем случае выгоднее так как многодетная семья. А по закону, не скажу точно по какому, в общих чертах и если я не ошибаюсь, если я матросом призвался и служу матросом то не обязан вступать в НИС, только добровольно. Уволить меня без жилья тоже не могут.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Ответы на вопрос (1):

Здравствуйте, в рассматриваемом случае Вы вправе претендовать на исключение из реестра участников НИС, однако право на ЖС у Вас возникнет при достижении выслуги в ВС РФ 20 лет и более или не менее 10 лет в случае увольнения с военной службы по льготным основаниям.

Что же касается невозможности увольнения без жилья, то рекомендую ознакомиться с Решением Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 14.09.2016 N ВКАПИ 16-44.

Решение № 2 А-170/2019 2 А-170/2019~М-1361/2019 М-1361/2019 от 28 мая 2019 г. по делу № 2 А-170/2019

Уссурийский гарнизонный военный суд (Приморский край) - Гражданские и административные



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 27GV0008-01-2019-000211-18

28 мая 2019 года г. Уссурийск

Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – Познера Н.А.,

при секретаре судебного заседания – Новиковой Ю.В.,

с участием административного истца Ахмедагаева Р.А. его представителя Верховской И.В., представителя командира войсковой части № Ахмедханова Ш.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № Ахмедагаева Ризабега Агамагамедовича об оспаривании действий командира войсковой части № и начальника филиала № 1 федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», связанных с отказом в исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,

установил:

Ахмедагаев проходит военную службу по контракту в войсковой части № в воинском звании и с 21 марта 2014 года является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – участник НИС). 25 февраля 2019 года он обратился к командиру войсковой части № с просьбой об исключении его из реестра участников НИС, однако командиром воинской части в удовлетворении заявления отказано.

Полагая, что командир войсковой части № нарушил его права, Ахмедагаев обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил возложить на командира войсковой части № обязанность оформить документы для исключения административного истца из реестра участников и направить их уполномоченному должностному лицу для реализации в установленном порядке. Кроме того, просил взыскать с филиала № 1 федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» (далее - филиал № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю») судебные расходы, связанные с удостоверением в нотариальном порядке копии доверенности на представителя в размере 240 рублей, уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей, оплатой комиссии банка в размере 50 рублей, а также расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.

В судебном заседании административный истец и его представитель на требованиях административного иска настаивали, при этом ссылались на добровольный характер участия в НИС и желание быть обеспеченным жилыми помещениями иным способом. Подтвердили, что административный истец не воспользовался денежными средствами, находящимися на его именном накопительном счёте, целевой жилищный займ ему не предоставлялся, в связи с чем, просили суд удовлетворить требования административного иска в полном объёме.

Представитель командира войсковой части № в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержал свои письменные возражения, в которых указал на обязательное (недобровольное) включение Ахмедагаева в реестр участников НИС по «16» категории и отсутствие у него права на исключение из него.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела начальник филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» в суд не прибыл, его представитель Пономаренко Е.А. просила о рассмотрении дела без ее участия, представила письменные возражения на административное исковое заявление.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела Ахмедагаев проходит военную службу по контракту и с 21 марта 2014 года является участником НИС, регистрационный номер 16140301000001969100, включен в реестр участников НИС по категории участника «04».

Как следует из личной карточки участника НИС от 3 июня 2016 года, представленной в материалы административного дела, категория участника НИС указана как «16».

Ахмедагаев обратился к командиру войсковой части № рапортом от 12 февраля 2019 года об исключении его из реестра участников НИС.

Как следует из сообщения командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ № Ахмедагаеву отказано в исключении из реестра участников НИС в связи с отсутствием оснований, предусмотренных действующим законодательством.

Статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено обеспечение военнослужащих жильем, в том числе вступлением в накопительно – ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих. При этом право выбора способа реализации конституционного права на жилище предоставлено самим военнослужащим.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» участниками данной системы обеспечения жильем могут стать сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.

Включение Ахмедагаева в реестр участников НИС не ставится под сомнение, в связи с чем законность включения административного истца в реестр участников НИС не проверяется.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм закона участие военнослужащих в программе НИС не является обязательным и зависит исключительно от их волеизъявления.

В силу положений п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, своей волей и в своём интересе. Из этого следует недопустимость понуждения их обладателей к реализации определённого поведения, составляющего содержание права.

Согласно абз. 1 п. 1 и п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» выделение денежных средств на приобретение и строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.

В силу ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О накопительно–ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» показателями исполнения государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, являются получение военнослужащим денежных средств или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника НИС целевого займа на предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона цели.

В соответствии со ст. 5 и ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» накопления для жилищного обеспечения военнослужащих являются собственностью Российской Федерации. Прекращение участнику НИС права на обеспечение жилым помещением в порядке, установленным указанным законом, сопровождается закрытием счёта и возвращением в федеральный бюджет накопленных взносов, а также иных учтённых на нём поступлений.

Как названные выше законы, так и иные нормативные правовые акты не содержат положений, ограничивающих военнослужащих в возможности не осуществлять данное право.

Административный истец, не относящийся к обязательной категории участников НИС, будучи участником программы, не воспользовался деньгами, находящимися на его именном накопительном счете. Целевой жилищный заем ему также не предоставлялся. Доказательств обратного административными ответчиками суду не представлено.

Таким образом, в отношении Ахмедагаева условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, не наступили. Следовательно, до возникновения указанных обстоятельств он сохраняет возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, предусмотренного ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Действия должностных лиц, направленные на ограничение военнослужащего в реализации волеизъявления, совершенные до выполнения государственного обязательства по обеспечению его жильем, не основаны на законе.

Обратившись по команде с рапортом об исключении из реестра, Ахмедагаев тем самым заявил о нежелании реализовать свое право на жилище в порядке, установленном Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и при таких условиях командованием должно быть реализовано волеизъявление Ахмедагаева о закрытии именного накопительного счета участника НИС, поскольку это соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает чьи-либо права и законные интересы.

Не влияют на выводы суда и доводы представителя командира воинской части об отнесении Ахмедагаева к «16» категории участников НИС, предусмотренной приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 августа 2017 года № 474, поскольку как установлено в судебном заседании включение административного истца в реестр участников НИС производилось по его письменному рапорту, из реестра он не исключался, а наличие данной категории Федеральным законом в качестве основания не предусмотрено. Кроме того, право на включение в реестр участников НИС, предусмотренное законом, не равнозначно основаниям для включения в такой реестр, предусмотренные вышеназванным приказом, которые не устанавливают новых участников НИС, в том числе обязательных.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Ахмедагаева обоснованы и полагает необходимым их удовлетворить.

В целях устранения допущенных нарушений, суд полагает необходимым возложить на командира войсковой части № обязанность предпринять все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по направлению документов для исключения административного истца из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает требования ст. 111 КАС РФ, предусматривающей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, понесённые по делу расходы подлежат возмещению со стороны административных ответчиков в полном объёме.

В этой связи расходы по уплате государственной пошлины, составляющие согласно квитанции 300 рублей с учетом комиссии банка 50 рублей, подлежат возмещению административному истцу со стороны финансового довольствующего органа в полном объёме. Подлежат возмещению и расходы административного истца на нотариальное удостоверение подлинности копии доверенности в размере 240 рублей.

Кроме того, при разрешении вопроса, касающегося возмещения расходов на оплату услуг представителя в сумме 20000 рублей, суд, исходя из установленного ст. 112 КАС РФ принципа разумности, учитывает ценность права, фактически получившего судебную защиту, степень сложности дела, исходя из характера обстоятельств, подлежащих доказыванию, объём и характер услуг, оказанных административному истцу его представителем, выразившихся в составлении административного искового заявления, участии в подготовке по делу и в судебном заседании.

В связи с этим размер заявленных административным истцом к взысканию расходов на представителя подлежит снижению до 5000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, военный суд

решил:

Административный иск Ахмедагаева Ризабега Агамагамедовича об оспаривании действий командира войсковой части № и начальника филиала № 1 федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», связанных с отказом в исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, – удовлетворить.

Действия командира войсковой части № связанные с отказом Ахмедагаеву Р.А. в оформлении документов для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, признать незаконными.

Обязать командира войсковой части № предпринять все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по направлению документов для исключения Ахмедагаева Ризабега Агамагамедовича из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Взыскать с филиала № 1 федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу Ахмедагаева Ризабега Агамагамедовича 5 590 (пять тысяч пятьсот девяносто) рублей в счёт возмещения судебных расходов.

Во взыскании в пользу Ахмедагаева Р.А. судебных расходов в размере 15 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья.

Спросить
Пожаловаться

Прослужил в ВС РФ с 2004-2014 (назовём это ПЕРВЫМ ПЕРИОДОМ СЛУЖБЫ). Являлся участником НИС, но по окончании контракта в 2014 году и увольнением с ВС РФ, денежными средствами (накоплениями) не воспользовался и ЦЖЗ не брал. А НОЯБРЕ 2016 года восстановился на военную службу (назовём это ВТОРЫМ ПЕРИОДОМ СЛУЖБЫ). В МАРТЕ 2017 года появились изменения ФЗ N32 "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", так как я восстановился в НОЯБРЕ 2016, а изменения появились в МАРТЕ 2017, я понимаю, что в пролёте и за ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СЛУЖБЫ накоплениями воспользоваться не смогу. В 2021 году у меня закончился контракт, уволился, выслуга во льготном исчислении более 20 лет. За второй период службы жду накопления, ещё не выплатили! Вопрос следующий, могу ли всё таки получить свои накопления за ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СЛУЖБЫ, или это невозможно?

Я военнослужащий МО РФ выслуга 21 календарных лет, предельного возраста нет, контракт закончился в декабре 2015 года, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий путем получения жилищной субсидии в 2015 году, рапорт на увольнение написал приказа пока нет. Вопрос, в 2016 году произошли изменения по вы плоте жилищной субсидии военнослужащим. Признание в улучшений жилищных условий это разве не постановка в очередь.

Я военнослужащий МО РФ выслуга 21 календарных лет, предельного возраста нет, контракт закончился в декабре 2015 года, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий путем получения жилищной субсидии в 2015 году, рапорт на увольнение написал приказа пока нет. Вопрос, в 2016 году произошли изменения по вы плоте жилищной субсидии военнослужащим. Я попадаю под выплату субсидии или нет. С уважением Сергей.

К Вам обращается военнослужащий по контракту МО РФ.В мае 2018 года исполнилось 50 лет. Календарная выслуга составляет 24 года. Я и члены моей семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилищная субсидия) в апреле месяце 2011 года. С августа месяца 2010 года занимаем служебное жилье, квартиросъемщиком которого является жена (она тоже военнослужащая). В январе 2018 года написал рапорт на увольнение по предельному возрасту с исключением из списков личного состава части после обеспечения жилищной субсидией. В ноябре 2018 года кадры издают приказ о моем увольнении, который якобы поможет быстрее получить субсидию. У меня еще осталось 30 суток отпуска за 2018 год. Мой вопрос заключается в следующем, если между приказом на увольнение и приказом на исключение будет более 30 суток (не обеспечат в течении месяца субсидией), могу ли я в судебном порядке опротестовать приказ на увольнение, а также имею ли я юридические основания переписать свой рапорт на увольнение, указав в котором уволить меня после обеспечения жилищной субсидией. Заранее Вам благодарен. Николай.

Такая ситуация. Ушла в первый декрет в 2013 году, в 2016 году планирую уходить во второй. При этом на момент выхода во второй декрет первый уже закончится. Как можно выгоднее рассчитать пособие, если: в 2014 и 2015 годах я находилась в декретном отпуске, потребуется замена лет, НО в 2013 году у меня зп была в два раза выше, чем в 2012. Могу я заменить только один год (например, 2014) на 2013 й, а 2015 оставить как есть? Увеличит ли это пособие в моей ситуации? Или выгоднее будет заменить оба года, так как 2015 й учтут в расчётах, и это уменьшит размер вылпат? Можно ли сделать так, чтобы всё пособие рассчитали исходя только из дохода в 2013 году? (при этом в 2013 году я отработала только до конца мая, потом ушла в первый декрет).

Собираюсь в декрет в конце года, хочу понять по каким годам мне будут насчитывать декретные и можно ли их выбрать. Ситуация такая. 2017 не полный, 2016 полный, 2015 не полный, 2014 была в отпуске по уходу за ребенком, 2013 неполный, 2012 полный, 2011 полный. Бухгалтер говорит, что в моем случае расчет будет вестись по полным годам, т.е. по 2016 и по 2012-ым годам. Это возможно? Если года не соседние? По деньгам мне выгоднее 2012 и 2011, чем 2012 и 2016. я могу выбрать?

Хотим узнать предоставляется ли субсидия по программе «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА 2011-2015 ГОДЫ» на оплату уже имеющегося ипотечного кредита? И через какое время, после признания семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий мы сможем получить эту субсидию?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Супруг в запасе, стоит в очереди на субсидию на квартиру, признан нуждающимся в 2015 году, у меня есть двухкомнатная квартира, купленная в 2013 году, ещё до знакомства с ним, брак зарегистрирован в 2016 году, родились двое детей. Могут ли его удалить из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Если работающий пенсионер вышел на пенсию в 2011 году, приобрел квартиру в 2017 году и не использовал свое право на налоговый вычет может ли он он вернуть деньги за 4 предыдущих года 2013, 2014, 2015 и 2016 год, а на следующий год за 2017 год?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за 5 минут
спросить
Администратор печатает сообщение