Гражданка М. обратилась в суд с заявлением о противоречии закона субъекта РФ нормам федерального законодательства в отношении определения муниципальной службы.
Гражданка М. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству нормы закона субъекта РФ, определяющей муниципальную службу в субъекте РФ как деятельность граждан, замещающих должности муниципальной службы в аппаратах органов местного самоуправления муниципальных образований.
Каким образом осуществляется правовое регулирование муниципальной службы субъектом РФ? При решении задачи используйте определение Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. по делу № 94-Г 07-1.
Задачи студентам решают на платной основе. Вы прочитайте это определение, сами решите свою задачку.
СпроситьГражданин П. обратился в суд с заявлением о признании недействующей нормы закона субъекта РФ, устанавливающей условия перерасчета размеров пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы. Заявитель в обоснование своих требований указал, что установленные требования ухудшают положение заявителя, поскольку в результате перерасчета он был лишен права на получение пенсии за выслугу лет в более высоком размере. Законодательным (представительным) органом субъекта РФ были представлены возражения, в которых утверждалось, что оспариваемое заявителем правовое регулирование установлено в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ в области социальной защиты граждан, исходя из бюджетных возможностей субъекта РФ, права заявителя в области пенсионного обеспечения, установленные федеральным законодателем, не нарушает.
Дайте оценку сложившейся ситуации. Каким образом осуществляется предоставление права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим? При решении задачи используйте определение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2008 г. по делу № 58-Г 08-4.
Законом субъекта РФ «О гарантиях лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в субъекте» установлены гарантии в части пенсионного обеспечения, это «ежемесячная доплата к страховой пенсии» т.е. пенсия за выслугу лет. Порядок, условия и размер многие годы устанавливается Законом субъекта. Средства на эти цели выделяются всем дотационным сельским поселениям из бюджета субъекта. Лица, ранее замещающие выборные должности местного самоуправления, у которых истек срок полномочий, имеющие определенный стаж работы на выборных должностях и вышедшие на пенсию получают «приличную» ежемесячную доплату к страховой пенсии. В настоящее время субъект желает принять Закон, который возложит обязанности по исполнению данных «гарантий» на дотационные поселения субъекта. ОМСУ дотационных поселений должны будут самостоятельно определять порядок, условия и размер ежемесячных доплат к страховой пенсии выборных должностных лиц и муниципальных служащих за счет собственных доходов. Собственные доходы в дотационных поселениях неприлично скромные, а у некоторых просто нет. Данные изменения законодательства субъекта коснутся не только «доплат к пенсии», назначенных после вступления в силу Закона, но и будут применены к ранее назначенным «доплатам к пенсии». К примеру, проработавший 4 срока глава МО, вышедший на пенсию в 2010 году, получает «доплату к пенсии» из средств субъекта в размере 10 тыс. рублей, а после вступления в силу выше обсуждаемого Закона, из средств местного бюджета, сможет получать всего лишь 500 рублей. Насколько законны действия властей субъекта, принимающих такой Закон? Применяется ли в этом случае принцип - Закон обратной силы не имеет? Действующие главы поселений субъекта обеспокоены принятием таких якобы «гарантий».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту закона субъекта
«О внесении изменений в статью 6 закона субъекта «О гарантиях лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в субъекте»»
Субъект законодательной инициативы: депутаты Собрания депутатов субъекта.
Разработчики законопроекта: экспертно-правовое управление аппарата Собрания депутатов субъекта.
Представленным проектом закона субъекта предлагается внести изменения в статью 6 закона субъекта от 01.01.2008 № 75-з «О гарантиях лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в субъекте» и закон субъекта от 15 октября 2010 года № 173-з «О ежемесячной доплате к страховой пенсии, к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в субъекте» в части изменения регулирования пенсионного обеспечения лиц, замещающих выборные должности местного самоуправления, муниципальные должности, с императивного порядка на диспозитивный, и установления в законе субъекта права органов местного самоуправления на установление соответствующей доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).
Проектом закона субъекта предлагается установить, что право на ежемесячную доплату к пенсии, указанные лица будут иметь только в случае наличия таких норм в уставе муниципального образования.
Проектом предлагается внести изменения, касающиеся передачи органам местного самоуправления права установления размера ежемесячных доплат. Одновременно проектом предлагается определить в законе субъекта ограничение по максимальным размерам таких доплат, которые вправе будут устанавливать органы местного самоуправления.
Законопроект разработан на основании предложения прокурора субъекта (письмо от 05.12.2015 года № 7-26-2015/62) о приведении статьи 6 закона округа «О гарантиях лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в субъекте» в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В обоснование своей позиции прокурор округа указал, что используемая в статье 6 закона округа формулировка «имеет право на ежемесячную доплату», а также установление конкретных размеров данной доплаты, по своему правовому смыслу обязывают органы местного самоуправления закрепить в уставах муниципальных образований тот объем гарантий, который установлен региональным законодателем, вне зависимости от возможностей местных бюджетов, что не согласуется с нормами указанного федерального законодательства.
Следует отметить, что как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пункт 4 статьи 7), так и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (часть 1 статьи 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Определение конкретного размера государственной пенсии муниципального служащего за выслугу лет в силу действующего правового регулирования пенсионного обеспечения муниципальных служащих осуществляется именно органами местного самоуправления, которые, однако, не могут действовать произвольно.
Правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Законопроект не затрагивает вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в связи с чем не подлежит оценке регулирующего воздействия.
В Законе субъекта Российской Федерации указано:
«Статья 1. Местное самоуправление
1. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Уставом субъекта Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, направленная на интересы населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Статья 2. Правовая основа местного самоуправления
1. Правовую основу местного самоуправления составляют: а) Конституция Российской Федерации; б) федеральные законы; в) Устав субъекта Российской Федерации; г) настоящий Закон; е) иные законы субъекта Российской Федерации; д) нормативные правовые акты муниципальных образований.
2. К нормативным правовым актам муниципальных образований относятся: а) устав муниципального образования; б) решения и постановления органов местного самоуправления, носящие нормативный характер; в) договоры муниципального образования, содержащие правовые нормы.»
Задание: проведите анализ содержания указанных норм на предмет их соответствия федеральному законодательству.
Сохранится ли классный чин муниципальной службы, присвоенный в одном субъекте РФ, при поступлении на муниципальную службу в другой субъект РФ?
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству положений Закона субъекта РФ, которые ограничивают право законодательной инициативы представительного органа местного самоуправления. Какое решение должен принять суд?
В отношении АО «РЖД», являющегося субъектом естественной монополии, вынесено предписание антимонопольного органа о заключении договора с потребителем. АО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании настоящего предписания недействительным, в обоснование своей позиции ссылаясь на то, что деятельность естественных монополий подлежит контролю со стороны органов регулирования естественных монополий, а не антимонопольных органов.
Какое решение должен вынести суд?
В чем заключаются особенности статуса субъекта естественной монополии при решении вопроса о распространении на него норм законодательства РФ об антимонопольном регулировании?
Сохранится ли классный чин государственной гражданской службы, присвоенный в одном субъекте РФ, при поступлении на муниципальную службу в другой субъект РФ?
На сессиях в законодательных органах 2-х субъектов РФ было принято решение об их объединении в новый субъект в составе РФ. Предложение было направлено в Совет Федерации. В одном из субъектов был проведен референдум по вопросу об объединении и получен положительный результат. В другом субъекте был проведен опрос и на его основании было принято положительное решение законодательным органом субъекта. На основании этих решений был принят Федеральный закон, которым был образован новый субъект РФ и определены вопросы организации власти нового субъекта РФ
Можно ли считать образование нового субъекта состоявшимся, а процедуру объединения законной?
Федеральный государственный служащий (территориальное агентство) был принят на службу в субъект на должность главного специалиста-эксперта по срочному служебному контракту. Классный чин, присвоенный федеральной службой не был учтен, так как Порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы гражданским служащим субъекта РФ, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ Указом от 01.02.05 № 113 не регулируется. В субъекте документ о соотношении классных чинов федеральной службы классным чинам государственной службы субъекта отсутствует. Нужно ли было присваивать сотруднику классный чин?