Вопрос о восстановлении на работе и ответственность работодателя
С моей подругой, после выхода на пенсию в 2008 году был равсторгнут трудовой договор и выдана на руки трудовая книжка с записью об увольнении. Все эти годы она продолжает работать на том же месте, в той же должности, по-прежнему ведет кассовый журнал, где каждый день ставит свою подпись. В настоящее время все эти кассовые журналы находятся в налоговой инспекции (налоговая проводит очередную проверку данного предприятия) Куда я могу обратиться с целью официального восстановления ее на работе с 2008 г для получения ежегодной добавки к пенсии. (в комиссию по трудовым спорам я уже обращалась - безрезультатно). Какая при этом ответственность наступает для работодателя?
В силу ст. 67 Трудового кодекса РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
По смыслу ст. 66 Трудового кодекса РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Если у работника нет ни записи в трудовой книжке, ни трудового договора с указанным работодателем, то работник может обратиться в суд с требованием о признании трудовых отношений между ИП и гражданином в указанный период.
В случае неисполнения работодателем своих обязанностей по надлежащему оформлению отношений с работниками, а также уплате НДФЛ с доходов своих работников, работодатель или его должностные лица могут быть привлечены к административной, уголовной и налоговой ответственности.
1. Административная ответственность.
Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В случае повторного привлечения должностного лица к ответственности за аналогичное правонарушение, применимо наказание в виде дисквалификации (лишение права занимать руководящие, управленческие должности) на срок от 1 года до 3 лет.
Ст. 353 Трудового кодекса РФ полномочия по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ предоставлены Федеральной инспекции по труду.
Согласно п. 1 статьи 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральная инспекция по труду).
При этом в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения. Если нарушение законодательства о труде носит длящийся характер, то указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
2. Уголовная ответственность.
В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Работодатель, исполняя роль налогового агента, возложенную на него законодателем, обязан исчислять, удерживать у работника и уплачивать налог на доходы этого работника (НДФЛ). Эта обязанность предусмотрена ст. 226 НК РФ.
Статья 199.1 часть 1 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.
Данное преступление наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Часть 2 статьи 199.1 УК РФ предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное в особо крупном размере.
Для наступления уголовной ответственности по ст. 199.1 УК РФ необходимо наличие состава преступления. При этом необходимо обращать внимание на наличие личного интереса работодателя при совершении преступления и наличие крупного (особо крупного размера).
Крупным размером в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 миллионов рублей. Особо крупный размер - сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 миллионов рублей.
Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»).
3. Ответственность, предусмотренная законодательством о налогах и сборах.
Статья 123 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Данное нарушение влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Как указывалось выше, работодатель, являясь налоговым агентом, обязан исчислять, удерживать у работника и уплачивать налог на доходы этого работника (НДФЛ).
Пункт 6 статьи 226 НК РФ говорит о том, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. Другими словами, работодатель, выплатив заработную плату работнику, обязан в этот же день перечислить НДФЛ в соответствующий бюджет.
Следует помнить, что давность привлечения к налоговой ответственности - 3 года с момента, когда наступил срок уплаты соответствующей суммы (ст. 113 НК РФ). Соответственно, необходимо определить срок уплаты последней суммы каждого из налогов и взносов исходя из того, когда он уволился; если 3 года прошли, то штрафы налагать нельзя.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что работник, которого работодатель не оформил в соответствии с трудовым законодательством, вправе обратиться с заявлениями в Федеральную инспекцию по труду, налоговую инспекцию и органы полиции. При этом к обращениям желательно приложить доказательства осуществления работником трудовой функции у данного работодателя.
Спросить