ГБУ Жилищник отказывает в пересчете воды - непонятный подход и нарушение ЖК РФ
597₽ VIP

• г. Москва

Нужна понятная консультация по вопросам того, на основании каких документов ГБУ Жилищник разрешает или не разрешает перерасчет данных.

Суть в следующем.

У истца (назовем его так) две квартиры, в одной прописано 5 человек, в другой один.

Последние показания счетчика подавались в середине 2019 года.

Про увеличенные начисления истец узнал когда отсутствовал с марта 2020 по август 2020, и, соответственно, в квартире не должно было быть трат воды.

А ГБУ выставила счетчик большой.

При том, что в квартире никто не жил, водой никто не пользовался, и, соответственно, никаких трат не было.

Это легко подтверждается 0 счетом по электроэнергии.

На заявление с просьбой о пересчете (на основании отсутствия фактической траты + того, что владелец пенсионер с редким заболеванием, которое сильно осложняет его передвижение + ковида и всех мероприятий по нему) было отказано, но не целиком.

Отсылка была на постановление правительства РФ от 2018 года

При этом, ГБУ Жилищник отказал в пересчет по первой квартире (ГВС и ХВ) и по второй квартире (по ХВ), а вот ГВС пересчитал, потому что оказалось, что оплата по счетчику за ГВС оказалась меньше, чем реально было потрачено.

То есть ГБУ Жилищник сам волен распоряжаться, когда ему применять постановление РФ, а когда нет?

Второй вопрос, В ЖК РФ четко прописано, что оплата за воду производится либо по счетчикам, либо по среднедомовому тарифу.

У истца в обеих квартирах счетчики работают, поверка еще не скоро.

В этой связи вопрос, какой юридический статус у данного решения со стороны ГБУ Жилищник?

Что юридически более высокий приоритет имеет, Жилищный кодекс РФ или постановление правительства?

И что можно поделать с таким откровенным грабежом со стороны ГБУ Жилищника, когда деньги взымаются не смотря ни на что, когда и трат не было.

Ответы на вопрос (10):

Здравствуйте!

Порядок расчетов между собственником квартиры и исполнителем коммунальном услуги (сейчас это чаще всего управляющая компания дома) описывается в «Правилах предоставления коммунальных услуг». В частности, п. 59 Правил утверждает, что в случае если показания счетчика не были переданы, то плата за потребленную коммунальную услугу, первые три месяца рассчитывается, исходя среднего потребления в предыдущий период (берется полгода).

А п. 60 уточняет, что по истечении трехмесячного срока плата за воду начисляется, исходя из действующих в регионе нормативов потребления.

Таким образом, логика выстраивается следующая: в случае не передачи показаний счетчика первые три месяца плату за воду начисляют по «среднему», а затем по нормативу.

Ситуация, когда собственник возобновляет подачу показаний описывается в п. 61 Правил. Дословно это выглядит следующим образом:

… Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов…

Иными словами, если у исполнителя коммунальных услуг (под «исполнителем» в данном случае понимается либо управляющая компания, либо ресурсоснабжающая) имеются одни показания, а при проверке счетчика выясняются другие, то во внимание принимаются фактические показания. Соответственно, должен быть произведен перерасчет за оказанные услуги.

И логичным выглядит допущение, что такой же порядок действует и в случае, если показания прибора учета получены не в ходе проверки, а непосредственно от собственника квартиры. Однако в реальности нередко происходит по-другому.

Коммунальщики используют лазейку, которую открывает п. 31 все тех же Правил. В нем, среди прочего, говорится, что исполнитель коммунальной услуги обязан:

… принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания …

Ключевой здесь является фраза «за тот расчетный период» (т.е. месяц), за который сняты показания.

Эту фразу (при желании) можно понять и так, что перерасчитывать плату за воду по нормативу, начисленную за прошлые месяцы, исполнитель коммунальных услуг, вроде как, и не обязан. Она же была начислена не за тот месяц, когда были сняты показания счетчика. Соответственно, логика выстраивается такая: в месяцы, когда показания счетчика не передавались, расчет может идти либо по-среднему, либо по нормативу. И даже когда показания все-таки передаются, то они используются лишь как «начальные» для того, чтобы насчитать по счетчику плату за воду уже для следующего месяца. Если, конечно, потребитель эти показания в следующем месяце передаст. Пример такого толкования норм законодательства дают, в частности, разъяснения, опубликованные 26.02.2018 года Министерством энергетики и ЖКХ Красноярского края в ответ на обращение одного из местных жителей.

Спросить
Пожаловаться

Второй вопрос, В ЖК РФ четко прописано, что оплата за воду производится либо по счетчикам, либо по среднедомовому тарифу

Верно, но только тогда, когда показания сдаются, а Вы их не сдавали, а потому УК права.

Ничего не сделать, так как они действуют в соответствии с требованиями постановления правительства.

Согласно п.86 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")

86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке,

А У Вас приборы стоят, а потому перерасчет не делается. УК пошла Вам навстречу по части перерасчета, но это не дает основания считать их действия незаконными.

СОгласно п.п.Б п.59 указанного постановления

б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил случаях);

У Вас срок свыше 3 х месяцев, а потому применен п.60 Правил

60. По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Более высокий приоритет, конечно, у ЖК РФ, так как это закон. И в нем указано, что плата осуществляется и рассчитывается исходя из вышеуказанного постановления правительства РФ.

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Олег, доброго дня Вам желаю!

Отвечу сразу на вопросы, чтобы Вас не путать, потом дам ссылки на закон:

1. перерасчет в случае Вашего отсутствия сделать обязаны!

2. Жилищный кодекс имеет бОльшую юридическую силу, чем постановления Правительства, но нормы Постановления, о котором пойдет речь ниже, лишь дополняют нормы Кодекса и НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ему

3. Доказать свое отсутствие возможно чем угодно - любыми квитанциями, свидетельскими показаниями и т.д. (общие правила доказывания по гражданскому законодательству РФ - ст. 55 ГПК РФ.

4. Рекомендую Вам составить жалобу в Прокуратуру. Сделать это можно в электронном виде на сайте epp.genproc.gov.ru

Учтите - перерасчет делается, если технически установить счетчики невозможно! Это очень важный момент. В самом низу ответа содержится пункт об этом[/i][u][/u]

А теперь к норме законодательства РФ. Она НЕ противоречит Жилищному кодексу РФ, как могут утверждать "коммунальщики". Решением Верховного Суда РФ от 22 августа 2018 г. N АКПИ 18-603, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2018 г. N АПЛ 18-519, пункт 86 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству в оспариваемой части[i]

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (с изменениями и дополнениями)

86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81 13 настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

87. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.

Надеюсь, мне удалось Вам помочь. Желаю Вам отличного вечера!

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Здравствуйте, уважаемый Олег.

Нет, ГБУ Жилищник не волен сам распоряжаться - применять постановление Правительства РФ или нет. Он должен его применять.

По второму вопросу - если прибору учета имеются, они исправны и поверку не нужно проходить - ГБУ Жилищник просто обязан применять показания приборов учета. Но данное правило действует при условии, если Вами подавались показания. Если же не подавались - то по закону оплата за воду производится по среднедомовому тарифу.

Жилищный кодекс имеет большую юридическую силу, нежели постановления Правительства. Это теория права, иерархия нормативных актов. Но надо отметить, что постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в частности. Пункты 31,59,60,61, 86) нисколько не противоречит Жилищному кодексу РФ.

Указанное выше постановление 354 действует и не важно, что договора с УК не было заключено на собрании собственников дома, а также не важно, что индивидуально не заключались договоры с УК.

Если Вы полагаете свои права нарушенными, то можете обратиться в жилищную инспекцию, прокуратуру и в суд.

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте!

Отвечая на Ваш вопрос 1-2, то применять Постановление Обязан!

Постановление Правительства Москвы от 14 марта 2013 г. N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы"

В рамках проведения эксперимента реорганизовать государственные унитарные предприятия дирекции единого заказчика районов города Москвы согласно приложению 1 к настоящему постановлению путем преобразования в государственные бюджетные учреждения города Москвы (далее - ГБУ Жилищник района), являющиеся правопреемниками соответствующих государственных унитарных предприятий города Москвы по всем правам и обязанностям в соответствии с передаточными актами.

7. Установить, что в отношении ГКУ ИС районов, функции которых переданы созданным в соответствии с настоящим постановлением ГБУ Жилищник района, не применяются положения, предусмотренные пунктами 3.1.4, 3.1.9, 3.1.12, 3.1.14, 3.1.16, 3.1.17, 3.1.18, 3.1.19, 3.1.20 постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации".

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П. и префектов административных округов города Москвы. Вот именно кто контролирует Все действия ГБУ Жилищник, и куда Вам следует обратиться с Претензией о неправомерных действиях! Претензию направляете именно в ГБУ Жилищник с требованием о перерасчете, а так же жалобы в перечисленные в п.9!

Всего Вам хорошего!

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Олег, здравствуйте!

ГБУ жильщник должен применять положения постановления всегда, не когда ему вздумается, Постановление правительство обязательно для всех, правовое регулирование которого оно затрагивает.

Есть установленные ЖК РФ положения оплаты воды: либо по счетчикам либо по тарифу, при этом согласно пп.6 п. 59 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")

в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил случаях.

А также, в силу п.60 указанного Постановления,

60. По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил.

При расчете платы за коммунальную услугу в соответствии с настоящим пунктом не применяется дифференциация тарифов по зонам суток и иным критериям.

То есть по истечении 3 х месячного срока будет установлена оплата по тарифу.

По иеархии Федеральный закон стоит выше постановления правительства. При этом постановление не должно противоречить Федеральному закону.

Спросить
Пожаловаться

Юрист Каравайцева Елена Александровна

Здравствуйте

Сразу уточняющий вопрос.

Таким образом, если договора с УК не было заключено на домовом собрании, и индивидуально истец так же не заключал договоров никаких с УК, то какие правила существуют?

Спросить
Пожаловаться

Помимо ЖК РФ в России существуют множество нормативно правовых актов. Учитывать нужно не только ЖК РФ, но и сопутствующие нормативные документы, так же и судебную практику. Можете ознакомится например с Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 г. Москва "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности".

Спросить
Пожаловаться

Предоставление коммунальных услуг по водоснабжению регулируется Постановлением Правительства РФ 354, независимо от того заключен договор с УК или нет.

Спросить
Пожаловаться

Вы почему ответы не выбираете?

Люди отвечают, а в итоге даже жалких 99 рублей не получают.

Спросить
Пожаловаться

Счётчик горячей воды был не исправен (неисправность выявлена спустя 2,5 года пользования счетчиком) показания по счётчику были завышены, я обратилась в управляющую компанию с заявлением о пересчете платы за 2017-2019 гг. В ответ получила письмо с отказом в пересчете по причине отсутствия оснований для пересчета. Стоит ли обратиться в суд или другие инстанции?

Может ли управляющая компания выставлять пересчет за потребленное отопление 2 ух годичной давности, при том что уже был один пересчет. Ситуация следующая, весной 2020 управляющая сделала перерасчет за отопление за 2019 год, в пользу жильцов. В конце 2021-начале 2022 в ежемесячных платежках стали добавлять пункт с доплатой за отопление за 2019 год. Якобы при пересчете в 2020 была ошибка в показаниях счетчика, неправильно пересчитали и т.д. Правомерно ли это, обязан ли я оплачивать данные пункты в платежке?

Была просрочена поверка счетчика горячей воды на полтора года. В итоге поверка была проведена, результаты её показали, что счетчик исправен. После того, как отвезли акт поверки в Водоканал там пересчитали начисления за просроченные полтора года по тарифам не поверенного счетчика и на основании результатов проведенной поверки по устрой просьбе отказались пересчитывать обратно на начисления по показаниям счетчика, мотивирую это тем что так они делать и не должны, они сделали всё в соответствии с законом. Обязан ли Водоканал в данном случае провести пересчет начислений на фактическое потребление по счетчику за просроченные полтора года и если да, то на основании каких нормативных документов/ статей кодекса? Спасибо.

Счётчики ГВС и ХВС установили в 2012 году и показания подавались только 1 раз в 2012 году. В квартире никто не проживал с 2013 по настоящее время. Весь этот период платили по нормативу. Обратилась в свою УК с просьбой произвести перерасчёт по текущим показаниям счётчиков, сказали что у счётчика ГВС закончился 2 мес. назад межповерочный интервал и нужно проверить счётчик рабочий ли он. Проверили составили акт, что данный счётчик рабочий и пломба на месте, но т.к. интервал проверки был пропущен на 2 мес, то за прошлый период перерасчёт делать не будут, а с момента проверки и составления акта можно подавать новые показания счётчика и они будут производить начисления по ним. Законно ли это, счётчик то ведь тот же и в рабочем состоянии?

Электросчетчик подключен в 2012 году. Оплачивали до августа 2013 по счетчику. Потом показания счетчика были утеряны в управляющей компании. Оплата производилась по нормативу. В августе 2014 года сняли полностью показания счетчика. И начисление произвели по счетчику. То есть показания счетчика с 2012 года. Перерасчет не произвели. И заставляют платить без него. Хотя на момент снятия последних показаний долга не было. Говорят что утеряны все счета. Правомерно ли это? И это все происходит в связи с тем что бывшая компания банкрот.

Показания по счетчикам воды не передавались с сентября 2015 года. До августа 2016 г. УК начисления делались по среднему, а с августа 2016 г. начисляли по нормативу. В апреле 2017 г. УК сделала перерасчет и начислила за период с сентября 2015 г. по июль 2016 г., но при этом не сняла начисление по среднему за этот же период. При замене счетчика учета ГВС в мае 2017 г. выяснилось, что срок поверки данного счетчика закончился еще в марте 2016 г. Вопрос такой, будет ли какой то перерасчет и как он долже быть если все таки будет?

Мы не сделали поверку счётчика холодной воды в 2012 г. С 2012 г. до марта 2016 г. показания и оплата за холодную воду производилась по этому (неповеренному) счётчику. В апреле 2016 г. нам прислали квитанцию, в которой были указаны показания и сумма оплаты по нашему квартирному счётчику и общедомовому счётчику. При этом никаких сообщений о просрочке поверки счётчика не поступала с 2012 г.

1) Законно ли через 3,5 года требовать оплату по общедомовому счётчику без предупреждения?

2) Можем ли мы после поверки данного счётчика требовать перерасчёта за апрель 2016 г.?

3) Существуют ли нормы потребления воды по общедомовому счётчику за месяц (в квартире прописано 2 человека, по общедомовому счётчику было начислено 25,5 куб. м. воды)?

Спасибо за ответ.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

В квартире поставили счетчик в 2008-2010, точных дат и документов нет, но по счетчику не платили (счетчики не были зарегистрированны).

Сделали поверку в мае 2014, но в ДЭЗ сказали, что надеяться на перерасчет не стоит.

Возможен ли перерасчет счетчика (за последние несколько лет) и что для этого нужно?

Счетчики установлены в августе 2013 г. Установщик ошибся, я по незнанию не проконтролировала. Два счетчика со сроком поверки через 6 лет. Два счетчика со сроком: горячая вода - 4 года, холодная - 6 лет. Мастер установил счетчики со сроком 6 лет в с/узел и на горячую и на холодную воду. А в кухне на горячей воде оказался счетчик со сроком 4 года. В марте 2019 года управляющая компания уведомила о сроке поверки. В апреле 2019 года счётчики поверку прошли. В ноябре 2020 года мне пришел пересчет на 3 700 рублей. Ресурсоснабжающая компания объяснила это тем, что был просрочен счетчик на кухне с 2017 года по 2019 год (дата поверки). Мои слова, что счетчик исправен, т.к. он прошел поверку, пломбы все на месте у поверяющих вопросов ничто не вызывало - никого не волнуют. И не важно, что счетчик в с/узле не был просрочен, а там основное потребление - по их словам если хоть один просрочен, то показания всех не принимаются. Хотя весь период до октября 2020 я передавала показания счетчиков и исправно платила по ним. Что делать?

В конце 2010 года у меня сломался счетчик горячей воды. В квартире никто не прописан но бывало временами проживали. И я показание счетчиков не сдавал. Но кубометры переодически начисляли (4-5) я все оплачивал. И как такое возможно что в мае 2011 года года счетчик по их показаниям как то обнулился и они сами мне дописывали показание счетчика но уже с нуля. (счетчик тот же самый и я его не менял) . в этом месяце я поменял счетчик и по их данным последние показания счетчика у меня оказалось 223. и они хотят чтобы я все оплатил. Все оплачивал вовремя долгов ничего не было. Как мне разобраться в этой ситуации. В квартире никто не прописан (прописаны в другом месте) спасибо.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за 5 минут
спросить
Администратор печатает сообщение