Как утилизировать медицинские отходы правильно - опыт старшей медсестры
Работаю старшей медсестрой. Обязанностей и так по горло, но на меня хотят еще повесить ответственность за обращение и сбор медицинских отходов. Знаю, что по СанПиН медицинские отходы должны утилизироваться особым образом. Подскажите, насколько все сложно?
Да, в СанПиН четко прописаны правила обращения с отходами. И здесь надо непременно соблюдать все пункты, иначе при первой же проверке будет много претензий. Главное, что надо знать: к обращению с медицинскими отходами допускаются только сотрудники в спецодежде! Спецодежду вам должны выдать в поликлинике, причем категорически нельзя выходить в ней за территорию медучреждения. А еще нормы СанПиН по обращению с отходами запрещают самостоятельную чистку такой формы: она должна стираться только централизованно.
СпроситьТоже работаю в больнице (город Казань). И у нас основная проблема с утилизацией отходов, так как нет нормальных условий для их хранения. Знаю, что сейчас руководство рассматривает вариант с установкой подземных контейнеров по системе Ecolift (у меня такие, кстати, во дворе стоят). За счет того, что весь мусор находится под землей и сортируется, должна решиться проблема с его хранением, в том числе можно будет и по классам опасности разделять.
СпроситьПомогите пожалуйста. Мы, больница. Заключили договор на сбор, транспортировку, обезвреживание медицинских отходов. В спецификации к договору мед. отходы прописаны, как "Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов", согласно ФККО. Прокуратура говорит, что такое наименование отхода не должно быть прописано, нужно прописать мед. отходы, так - Медицинские отходы класса Б. Прокуратура говорит, что мы таким образом нарушаем Санпин. А организация, с которой мы заключили договор на обезвреживание, не хочет переделывать наименование Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов на Медицинские отходы класса Б, как в Санпине. Говорят, что мы действуем в рамках законодательства и прописываем отход согласно ФККО. Кто прав? Заранее спасибо.
Ветеринарный врач в клинике применил медицинский препарат моей собаке, насколько я знаю, животным можно применять только ветеринарные препараты, а людям медицинские. Какая ответственность за применение медицинских препаратов не по назначению?
Я работаю в подразделении ЗАО Медицинского центра ЧТПЗ, в профилактории На Каслинской в должности медицинской сестры. Слышала, что при работе в ЧАСТНЫХ медицинских учреждениях у медицинских работников такой стаж при выходе на пенсию не является медицинским. Подскажите, действительно ли отменили медицинский стаж в частных медицинских учреждениях?
Нужна ли лицензия на сбор и транспортировку жидких бытовых отходов для медицинского учреждения, транспорт есть, есть договор на прием отходов? Если нужна лицензия то что для этого нужно? Не получится ли так как с паспортами по тексту далее-На сегодняшний день проблема обращения с медицинскими отходами является одной из наиболее актуальных в области экологии и природопользования. Так, на запрос «отход» ведущий информационно-новостной портал Екатеринбурга и Свердловской области www.e1.ru выдает 86 новостных статей за 2012 г., при этом 11 из них (более 12 %) касаются медицинских отходов.
Медицинские отходы по причине их специфичного состава и происхождения выделены в особую группу. В связи с участившимися случаями халатного обращения с такими отходами возникла необходимость в особом контроле со стороны государственных органов, уполномоченных осуществлять экологический надзор. Активные мероприятия по надзору позволили выявить противоречия правового поля и правоприменительной практики.
ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ (ОТХОДОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ).
Прежде чем приступать к рассмотрению вопроса о необходимости паспортизации медицинских отходов и разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) для лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ), необходимо дать определение понятия «медицинские отходы». В нормативно-правовых актах представлены различные трактовки.
Впервые понятие медицинских отходов как особой группы отходов было введено в Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.). В соответствии с приложением 1 к данной Конвенции медицинские отходы — это отходы, полученные в результате врачебного ухода за пациентами в больницах, поликлиниках и клиниках.
В 1999 г. с целью определения правил сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов ЛПУ были разработаны и утверждены СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (далее — СанПиН 2.1.7.728-99), в которых было закреплено понятие отходов ЛПУ. В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.1.7.728-99 под отходами ЛПУ понимаются все виды отходов, образующиеся в:
• больницах (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в составе научно-исследовательского, учебного институтов), поликлиниках (в т.ч. взрослых, детских, стоматологических), диспансерах;
• станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови;
• учреждениях длительного ухода за больными;
• научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля; ветеринарных лечебницах; аптеках; фармацевтических производствах;
• оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах);
• санитарно-профилактических учреждениях; учреждениях судебно-медицинской экспертизы;
• медицинских лабораториях (в т.ч. анатомических, патолого-анатомических, биохимических, микробиологических, физиологических);
• частных предприятиях по оказанию медицинской помощи.
Основным документом, содержащим трактовки понятий в области отходов производства и потребления, является ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». В соответствии с п. 3.24 данного документа отходы ЛПУ — это материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях.
Таким образом, долгое время в нормативно-правовых актах существовали две трактовки одного и того же понятия. В одном случае в состав отходов ЛПУ были включены все виды отходов, образующиеся в медицинских и фармацевтических учреждениях (в т.ч. и бытовые отходы, смет и др.), в другом — только отходы, образующиеся непосредственно в ходе медицинской деятельности.
В 2010 г. СанПиН 2.1.7.728-99 были отменены, а им на замену были введены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее — СанПиН 2.1.7.2790-10), в п. 1.2 которых было дано иное определение медицинских отходов.
Наш словарь. Медицинские отходы — это отходы, образующиеся в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) медицинские отходы — это все виды отходов, в т.ч. анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
Таким образом, только к 2010 г. понятийный аппарат был откорректирован. На сегодняшний день существует только одна трактовка медицинских отходов — какотходов, образующихся непосредственно в процессе осуществления медицинской деятельности. Ключевое слово в данном понятии — «деятельность», а не «место», как это было до 2010 г.
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК: ПРАВОВОЙ ТУПИК
При проведении проверок ЛПУ инспекторами регулярно предъявляется требование о разработке ПНООЛР и разработке и согласовании паспортов опасных отходов (в т.ч. подтверждении их класса опасности). Данные требования основаны на нормах Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ). Так, согласно п. 3 ст. 14 данного Федерального закона на отходы I–IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I–IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. А в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования.
Обратите внимание. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.
Теперь обратимся к практике. Итак, инспекторы предъявили требование о разработке на предприятии нормативной документации по обращению с отходами (в данном случае — медицинскими) и природопользователь должен приступить к выполнению указанных работ. Однако уже на начальном этапе он попадает в правовой тупик. Например, при составлении паспорта отхода необходимо указать компонентный состав отхода, а также его класс опасности.
Согласно п. 2.5.2 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570, компонентный состав отхода указывается на основании протоколов отбора проб и анализов, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией, а также сведений о компонентном составе исходного сырья и технологических процессах его переработки. Для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, указываются сведения о компонентном составе исходного товара (продукции) согласно техническим условиям и др.
При этом в соответствии с п. 4.11 СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса Б собираются в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку. Для сбора острых отходов класса Б должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры). Емкость должна иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия. Для сбора органических, жидких отходов класса Б должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости с крышкой (контейнеры), обеспечивающей их герметизацию и исключающей возможность самопроизвольного вскрытия. В связи с этим проведение лабораторных исследований состава и токсичности отходов не представляется возможным, т.е. компонентный состав отхода может быть определен только на основании инвентаризации и справочных данных.
Итак, при разработке паспорта медицинского отхода был произведен анализ справочной литературы и специфики работы конкретного ЛПУ. На основании данных инвентаризации учреждения был определен морфологический состав отхода. С использованием информационного бюллетеня «Отходы учреждений здравоохранения: современное состояние проблемы и пути решения»[1] было определено процентное соотношение компонентов отхода, установленных в результате инвентаризации, а далее на основании справочных данных — химический состав каждого компонента, входящего в морфологический состав. В результате группировки полученных данных был определен химический состав отхода.
На основании полученных данных о химическом составе отхода был рассчитан класс опасности отхода в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом Минприроды России от 15.06.2001 № 511.
В результате проведения расчета было установлено, что отход относится ко II классу опасности (рассматривались отходы классов Б, В). В соответствии с классификацией, приведенной в ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ, отходы II класса опасности являются высокоопасными отходами по степени негативного воздействия на окружающую среду. Согласно СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» отходы II класса опасности не подлежат захоронению на полигоне ТБО, а должны быть в зависимости от их свойств либо захоронены на специально отведенных полигонах, либо обезврежены. Также в соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы классов Б и В могут захораниваться совместно с отходами класса А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО) только после аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения.
Подготовленный паспорт был направлен на согласование в Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу. По результатам рассмотрения документов специалисты Департамента отказали в согласовании паспорта. Причиной отказа стало непредставление материалов отнесения отхода к конкретному классу опасности. Также было выдвинуто требование о том, что расчет класса опасности отхода должен производиться на основании протокола количественного химического исследования, а во время устной консультации — требование о повышении класса опасности отхода со II до IV в связи с существующей практикой ранее согласованных паспортов. Вопросов, касающихся методологии определения компонентного и химического состава отхода, равно как и самого расчета класса опасности отхода, у инспекторов не возникло. Это свидетельствует о поверхностном, формальном рассмотрении документов.
После получения официальных и неофициальных замечаний специалисты ООО «ЭкологияРазвитияБизнеса» (далее — ООО «ЭРБи») подготовили и направили запросы в аккредитованные лаборатории о проведении лабораторных исследований для определения опасных свойств и компонентного состава медицинских отходов, на что был получен ответ: проведение исследования химического состава медицинских отходов классов Б, В с кодом по ФККО[2] 9710000000000 лабораторией не представляется возможным в связи с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10 о недопущении проведения любых операций с отходами классов Б, В (в т.ч. вскрытия упаковки с отходами) вне организации, осуществляющей медицинскую деятельность.
Таким образом, в Департамент был повторно направлен паспорт медицинского отхода с указанием IV класса опасности, не обоснованного никакими расчетами. К пакету документов были приложены письмо лаборатории и записка, поясняющая принятый в паспорте компонентный состав отхода. В результате рассмотрения документов паспорт прошел контроль сотрудников Департамента и был согласован.
Данная практика согласования паспортов на медицинские отходы сохранялась с начала 2011 г. до середины 2012 г. Однако начиная со второго полугодия 2012 г. она была изменена (хотя новых нормативно-правовых актов в области паспортизации отходов принято не было): предприятие получало отказ в согласовании направляемого пакета документов в связи с некомплектностью представленных материалов (отсутствие протоколов биотестирования и химического анализа). Невозможность проведения таких исследований, логические и документальные аргументы не возымели никакого действия. Позиция сотрудников Департамента, а также центрального управления была ортодоксально непреклонной.
В связи с этим образовался правовой тупик: сотрудники экологического надзора требуют разработать и согласовать паспорта на медицинские отходы, однако органы исполнительной власти отказывают в согласованиях и требуют документов, представление которых будет свидетельствовать о нарушении СанПиН 2.1.7.2790-10 или подделке документов.
НУЖНА ЛИ ПАСПОРТИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ?
В сложившейся ситуации с согласованием паспортов отходов возникает вопрос: зачем их вообще согласовывать? Если обратиться к Федеральному закону № 89-ФЗ, то в п. 2 ст. 2 оговорено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами ЛПУ, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Специалистам Департамента было предложено написать ответ на заявку о согласовании паспорта медицинского отхода в соответствии с вышеуказанной правовой нормой, но по неизвестным причинам в выдаче такого документа было отказано. Действуя системно и последовательно, в октябре 2012 г. специалисты ООО «ЭРБи» направили запрос в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — Минприроды России), касающийся необходимости разработки ПНООЛР и паспортов на медицинские отходы. Ответ был следующий: действие норм Федерального закона № 89-ФЗ, а также нормативно-правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами производства и потребления не распространяется на отходы ЛПУ (медицинские отходы в целом).
Более того, в соответствии с разъяснениями Минприроды России при проведении федерального экологического надзора осуществление проверки соблюдения экологических требований при обращении с данными видами отходов является неправомерным.
При этом, обращаясь к понятию отходов ЛПУ, можно прийти к выводу о том, что паспортизации не подлежат только отходы, образованные непосредственно в результате медицинской деятельности, а отходы, образованные в результате административной, хозяйственной и прочей деятельности, подлежат и паспортизации, и включению в ПНООЛР в соответствии с требованиями Федерального закона № 89-ФЗ.
ВЫВОДЫ
Таким образом, вопрос об обращении с медицинскими отходами до сих пор является открытым, неоднозначным и зависит от личных профессиональных качеств специалистов. На сегодняшний день нет отлаженного механизма обратной связи ни между органами исполнительной и законодательной власти, ни между предприятиями и органами государственной власти. В связи с этим появляются 3 оторванных друг от друга поля: норма закона, которую создают органы законодательной власти; правоприменительная практика, т.е. преломленная норма права, выраженная в понимании требований нормативной базы и сложившейся практики, и деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды предприятий, которые разрабатывают документы, преследуя лишь одну цель — согласовать их.
Понятно, что умножение бюрократических процедур, осуществление действий, основанных на опыте предыдущих согласований (не подтвержденных нормативными документами) приводят к деэкологизации нашей профессии.
[1] Отходы учреждений здравоохранения: современное состояние проблемы и пути решения. Информационный бюллетень / Под ред. Зуевой Л.П. — СПб., 2003. — 43 с.
[2] Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 (в ред. от 30.07.2003).
О.Б. Зайцев, директор ООО «ЭкологияРазвитияБизнеса»; Е.А. Котельникова, экономист-эколог ООО «ЭкологияРазвитияБизнеса»
Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 4, 2013.
Скажите, имеется протокол выемки медицинских документов 19 ноября 2020 и протокол осмотра предметов медицинских документов 30 ноября 2020, и есть заключение эксперта от 24 ноября 2020 года по медицинским документам, которые были получены путем выемки. Скажите, правильно ли следователь поступил, что направил медицинские документы эксперту на проведение экспертизы, если по медицинским документам этим не было осмотра.
Я работаю старшей медицинской сестрой диагностического отделения. Имеет ли право работодатель приказом оформить на меня материальную ответственность. На медицинское оборудование и медицинские реактивы. При трудоустройстве о данном объеме ответственности речи не было. Сейчас категорично я должна принять ответственность на имущество в отделении.
В случае обнаружения медицинских и иных опасных отходов, запрещенных к размещению с ТКО, на полигоне ТБО, каковы должны быть действия полигона ТБО (его сотрудников)? какими нормативно-правовыми документами должно руководствоваться общество (полигон ТБО) при таком обнаружении? Может ли данное общество (сотрудники) своими силами удалить найденные опасные отходы (медицинские и пр.) с территории полигона и куда, каким образом по закону это должно быть сделано (каковы действия сотрудников полигона в данной ситуации, чем они должны руководствоваться, согласно каким нормативным документам данные действия должны регулироваться)? Или же удаление таких обнаруженных на полигоне ТБО опасных отходов, должна производить специализированная сторонняя организация и на основании какого нормативного документа?
Согласно 323-ФЗ медицинский работник – это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. Согласно такому определению, санитар является медицинским работником. Также санитар относится к медицинским работникам приказом №1183 н МЗ РФ (пунктом 1.5 Иные должности медицинских работников). Согласно приказу МЗ РФ №212 н «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего профессионального образования – программы ординатуры» при поступлении в качестве дополнительных баллов учитывается: «Общий стаж работы в должностях медицинских работников», если санитар является медицинским работником то, должны ли учреждения предоставить мне дополнительные баллы в таком случае? Или общий стаж работы в должности медицинского работника это медицинский стаж где работа санитаром не учитывается?
Согласно решения суда назначена СМЭ, эксперты у судьи запросили медицинские документы, но почему-то данный документ, перераспределили мне (истцу), Вопрос; должна ли я ходить по медицинским учреждениям и просить у них медицинские карты? Или судья должна запросить у медицинских учреждений данные документы? Если я,то на основании какой статьи? Если суд, то тоже согласно какой статьи?