Правомерность приказа об отстранении с работы за отказ от вакцинации - кто должен подписывать?
199₽ VIP
Может ли быть правомерен приказ об отстранении с работы в связи с отказом от вакцинации, если приказ не подписан генеральным директором, а подписан начальником отдела кадров?
Здравствуйте, Дмитрий! Смотря делегировал ли выполнение подобных действий директор локальным нормативным актом (ст.8 Трудового кодекса РФ) и какая у Вас профессия, т.к. не для всех характерна обязательность вакцинации. Согласно п.1 ст.5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" у гражданина есть право на отказ от профилактических прививок. Однако согласно п.2 данной статьи Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данный Перечень был утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825)
С изменениями и дополнениями от:
1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.
10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Т.е. к Вам прежде всего имеет отношение этот нормативный акт в части отказа от профилактических прививок. И если Вашего случая тут нет, то отстранение от работы незаконно (ст.76 Трудового кодекса РФ).
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 февраля 2021 г. N 47 н "О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125 н" не регламентирует право гражданина на отказ от профилактически прививок как принятый во исполнение ст.10 и 11 вышеназванного Федерального закона, статье 5 которого гарантировано право на отказ от прививки. Против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в нем просто обозначены приоритеты, но они не отменяют право на отказ от прививок, озвученный выше:
К приоритету 1-го уровня относятся:Спроситьлица в возрасте 60 лет и старше;
взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям:
работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров;
лица, проживающие в организациях социального обслуживания;
лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением;
граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.
К приоритету 2-го уровня относятся:
взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям:
работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу;
лица, работающие вахтовым методом;
волонтеры;
военнослужащие;
работники организаций сферы предоставления услуг.
К приоритету 3-го уровня относятся:
государственные гражданские и муниципальные служащие;
обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет;
лица, подлежащие призыву на военную службу.
Неважно кто подписал приказ, есть федеральные законы.
Вы узнаете:
Кого из работников придется отстранять от работы
Кто вправе это сделать
Что учесть при составлении приказа об отстранении
Есть ли законная альтернатива отстранению
Каковы последствия отстранения для работника и работодателя
Поскольку прививка от COVID-19 включена в общероссийский календарь прививок, руководство ряда субъектов РФ обязало руководителей компаний в «рискованных» сферах деятельности отстранять работников, которые не сделали прививку.
ЕЩЕ РАЗ О НОРМАТИВНОМ ОБОСНОВАНИИ
Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:
• в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);
• письме Минтруда России от 23.07.2021 № 14-4/10/П-5532 «О направлении разъяснений Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных» с рекомендациями действий для работодателей (далее — Совместные разъяснения).
Если кратко, то логика следующая:
Норма закона Нормативный акт
Прививка от коронавируса внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям
Приказ Минздрава России от 09.12.2020 № 1307 н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125 н»;
– Приложение № 2 к Приказу Минздрава России от 21.03.2014 № 125 н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»*
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ Статья 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 11.06.2021)**
В соответствии с постановлениями главных государственных санитарных врачей в субъектах РФ работодатели обязаны организовать проведение профилактических прививок от коронавирусной инфекции для своих работников Постановления главных государственных санитарных врачей более чем 40 субъектов РФ***
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника […] в других случаях, предусмотренных […] другими федеральными законами […] РФ Часть 1 ст. 76 ТК РФ
Отсутствие профилактических прививок влечет: […] отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями Пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ Пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ
* Далее — Приказ № 125 н.
** Далее — Федеральный закон № 157-ФЗ.
*** Перечень постановлений здесь: https://clck.ru/WjL8o.
По мнению чиновников, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 11.06.2021; далее — Федеральный закон № 157-ФЗ) — это и есть тот «случай, предусмотренный другими федеральными законами РФ», который обязывает работодателя отстранять работников от работы.
Такая цепочка актов, на первый взгляд, кажется вполне логичной. Но юристы, разбираясь в хитросплетениях законодательных норм, видят в этой логике большую брешь. Непонимание вызывают три момента:
Почему, ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, чиновники предпочли процитировать только часть нормы?
Ведь кроме фразы об отстранении[1] в этом же пункте есть продолжение:
Извлечение из Федерального закона № 157-ФЗ
Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики
[…]
2. Отсутствие профилактических прививок влечет:
[…]
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]
То есть под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. И эти работы указаны в специальном Перечне[2], в котором нет ни продавцов, ни электриков, ни дворников.
А откуда взялись категории работников, которые фигурируют в постановлениях главных санитарных врачей регионов? Из графы «Категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации» Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям[3]. Нахождение в списке дает право получить соответствующую прививку бесплатно[4].
Почему обязанность требовать у работника отказ от вакцинации переложена на работодателя?
Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, такой обязанности не устанавливает. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства[5], поэтому провести ее можно только с согласия гражданина[6].
Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок[7]. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в т. ч. профилактических прививок, оформляется в письменной форме[8]. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, как и отказ от такового — это медицинский документ, который подписывает не только пациент, но и врач[9].
Поэтому работник не обязан предоставлять письменный отказ от вакцинации работодателю — только врачу. Работодатель может лишь попросить его это сделать.
Почему работодатель должен принимать решение об отстранении?
В числе полномочий главных государственных санитарных врачей указаны[10] их права выносить мотивированные постановления:
• о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В изданных на сегодняшний день постановлениях главные санитарные врачи регионов воспользовались только одним правом: обязали работодателей организовать проведение профилактических прививок от коронавируса по эпидемическим показаниям.
Узнать больше:
Проведение вакцинации: документируем выполнение обязанности
Тестирование на COVID-19: ликбез в вопросах-ответах
Коронавирус и кадровые документы
Другим правом они не воспользовались. В постановлениях нет прямого указания на отстранение работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против COVID-19. Поэтому законность отстранения работников от работы до момента внесения соответствующего пункта в Постановление Главного санитарного врача вызывает сомнение.
Тем не менее вышестоящие инстанции и контролирующие органы заставляют руководителей компаний под страхом наказания (санкции по ст. 6.3 КоАП РФ) отстранять непривитых работников от работы.
СпроситьДмитрий, здравствуйте!
По общему правилу, приказ об отстранении от работы, как и все приказы (по личному составу, по основной деятельности) организации - должны быть подписаны именно руководителем.
В соответствии со ст.8 ТКРФ,
Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Однако, руководитель может делегировать полномочия по подписанию локальных документов любому сотруднику организации.
Таким образом, вы вправе запросить в кадрах Приказ, согласно которому сотрудник отдела кадров вправе ставить подпись на приказах, если такого документа нет - то приказ по отстранению от работы - это бумажка, не являющаяся документом.
Всех благ вам!
СпроситьПриказ работодателя об отстранении от работы работника в связи с отказом от вакцинации признается судом незаконным, если работодателем нарушена (не соблюдена) требуемая процедура отстранения до формирования соответствующего приказа?
Обязан ли работодатель при отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации соблюдать процедуру отстранения, включая обязанность прикладывать в обосновании приказа об отстранении от работы отказ работника с фиксацией мед. работника?
Обязан ли работодатель перед изданием приказа об отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации в котором указывает срок отстранения до момента ее прохождения, предварительно истребовать письменное согласие об обработке документов, свидетельствующих о прохождении вакцинации (сертификатов)? Если данного согласия на обработку персональных данных от работника не было (не подписано), но приказ работодателя издан, то он будет признан судом незаконным, вопреки трудовому законодательству, ст.9 ФЗ 152?
Будет ли являться нарушением процедуры отстранения от работы работника со стороны работодателя следующее? Перед вынесением приказа об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации, работодателем предварительно, письменно не запрашивалось у работника, а работник в свою очередь письменно не подтверждал заявлением-согласием на обработку персональных данных по предоставлению данных о прохождении вакцинации (сертификат о вакцинации) в соответствии с фз 152. Письменных обязательств о предоставлении данных о вакцинации работником в адрес работодателя не поступало перед вынесением приказа об отстранении от работы.
Если соглашение о расторжении трудового договора подписано начальником отдела по доверенности, имеет ли оно юридическую силу или должно быть составлено и подписано обязательно генеральным директором?
В совместных разьяснениях минтруда и роспотребнадзора указано, что работодатель в издаваемом приказе об отстранении от работы отказавшихся от вакцинации должен указывать срок отстранения (на период эпиднеблагополучия). Работодатель по факту в изданном приказе об отстранении от работы работника указал срок отстранения до момента прохождения вакцинации. Работодатель указал в приказе об отстранении срок отстранения, имеющий иное юридическое значение, отличное от данных разьяснений минтруда и роспотребнадзора?
Нужно ли оплачивать госпошлину, суть искового заявления: отмена приказа об отстранении от работы в связи отсутствия вакцинации и выплаты больничного листа в перид отстранения.
Если приказ наувольнение подписан начальником отдела кадров я утверждаю в суде по гражданскому иску к предприятию что приказ об увольнении был подписан не уполномоченным лицом тоесть начальником отдела кадров на основании доверенности выданной 28.05.2015 г а приказ на право подписи 628 от 01.07.2016 г как может такое быть если доверенность на право подписи выдана раньше чем издан приказ. Если компетентны в этом вопросе объясните.
Будет ли являться нарушением процедуры отстранения работника от работы в связи с отказом от вакцинации тот факт, что в основу приказа об отстранении от работы работодатель положил произвольный личный отказ работника от 8 июля, а не отказ от вакцинации, который должен оформляться работником в организациях здравоохранения, согласно утвержденного локальным актом (приказом) плана мероприятий по организации вакцинации со сроком исполнения до 11 июля?