Спор о правах на ЗУ - застройщик N объединил участки под комплекс, но имеют ли право на него собственники дома 2 очереди?

• г. Иваново

Застройщик N строил жилой комплекс в несколько очередей строительства. Земельный участок под застройку сформирован путем объединения нескольких участков. В итоге образованы 2 ЗУ - 64 и 63

По факту 1 очередь сдана в 2018 году построена на участке 64. 2 очередь, точнее только 1 подъезд дома построена на участке 63 и сдана в эксплуатацию в 2020 году, но угол дома, примерно 1 м стоит на участке 64. Адресные части у домов разные.

В выписке из ЕГРН на ЗУ 64 указано, что размещено 2 объекта.

В выписке на ЗУ 63 указан только дом 2 очереди.

Имеют ли право собственники дома 2 очереди на весь ЗУ 64 или только на 1 м кв площади, что занимает их дом на ЗУ 64?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Ответы на вопрос (1):

Такие споры можно разделить на четыре большие категории:

о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;

об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;

об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;

о границах участков, предназначенных для размещения МКД.

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД 20-1-К 7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4.

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5.

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет - при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д 23 и-1133).

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА 19-1).

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ 19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33 а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88 а-1594/2020).

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

Спросить
Пожаловаться

Есть 2 земельных участка (ИЖС). Владелец обоих участков один и тот же, с 2007 г. И есть дом, который расположен сразу на 2-х земельных этих участках. Дом не двухквартирный и не разделен в натуре, расположен на участках не равномерно. Дом зарегистрирован в рамках дачной амнистии в 2011 г. Правоустанавливающими документами на дом при регистрации (судя по свидетельству) являлись ДКП на один лишь земельный участок и кадастровый план дома. В кадастровом плане четко указано, что дом расположен на двух З/У и есть четкая схема даже там, т.е. ошибиться регистратору было невозможно.

Вопрос:

1. Не было ли ошибки при регистрации дома в 2011 г?

2. Мог ли регистратор, видя что дом расположен на 2-х участках одновременно, зарегистрировать? Мог ли регистратор не обратить внимания?

3. Не должно ли было быть перед регистрацией объединение участков и потом уже регистрация дома на объединенном участке.

У меня разрешение на строительство одноэтажного дома с мансардным этажом, я построил одноэтажный дом (строил без проекта). Вход на чердак с улицы (приставная лестница) он не утеплен и не планируется отапливаться, видна страпиловка, во обоих фронтонах (в пол кирпича) есть окна. В БТИ чердак признают полноценной мансардой. Правомерно ли это? Как мне доказать что это не мансарда.

Можно ли выделить земельный участок внутри квартала ИЖС так, что он останется окруженным другими участками без выхода на улицу? Если есть нормы, которые это запрещают, прошу дать ссылку.

Я физлицо, строю частный жилой дом. Назначение земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под застройку жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и социального назначения. В генплане застройки и ПЗЗ стоит ИЖС. Мой участок граничит с землями лесного фонда. Размер участка 30 х 20 м. Какое расстояние я должен отступить от леса для строительства дома согласно пожарным нормам.

Есть в собственности одного физ. лица жилой дом 1994 г.п., с двумя отдельными участками и входами (имеются тех. паспорта на обе половинки дома). У каждой части есть свои коммуникации. Подали в архитектуру заявление (уведомление) о реконструкции дома в блокированную жилую застройку, предварительно перевели назначение участков из ИЖС в блоки, приложив копии старых тех. паспортов, градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ), схемы планировочной организации земельных участков (СПОЗ). Сотрудник архитектуры сказал, что будет отказ и он отразит каких документов не хватает, а именно проекта на реконструкцию, с разделом о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, геологию (что запомнил) и нам нужно идти в суд. Площадь частей дома с момента изготовления старых тех. паспортов изменилась, в одном увелиление на 1,5 кв.м., во втором на 20 кв.м. Прав ли сотрудник архитектуры и можно ли оформить перевод в блоки без суда, если да, то как именно?

Можно ли оформить в собственность придомовую территорию у 4-х квартирного одноэтажного дома в бывшем военном городке? Каковы размеры придомовой территории (5-10 м по всему периметру квартиры?), надо ли и как оформить эту землю? Квартира приватизирована.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Хочу построить на территории СНТ на своей земле в собственности несколько небольших домиков и сдавать их посуточно в аренду. Могут ли мне запретить соседи или управляющие СНТ. Пока я еще в СНТ не вступал. Только купил землю.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за 5 минут
спросить
Администратор печатает сообщение