Заведующая внесла изменения в должностную инструкцию помощников воспитателей - имеет ли на это право?
Я работаю в детском саду помощником воспитателя 10 год и с этого года заведующая решила изменить должностную инструкцию для помощников воспитателей, она много лет нас заставляет убирать пожарные лестницы от листвы и снега, в зимнее время, бегать закрывать и открывать калитки, убирать снег на участке где гуляют дети, помимо веранды и малых форм, сейчас она все это включила в инструкцию. Хотелось бы узнать имела она на это право, когда дополнительного соглашения к трудовому договору нет и в типовых должностных инструкциях помощников воспитателей ничего такого нет, в основном у нас досмотр за детьми уборка помещений в группе. Подскажите пожалуйста алгоритм действий.
Добрый день!
Изменить должностную инструкцию (ДИ) можно по согласованию с работником и без него.
Функциональные/должностные обязанности сотрудника могут быть:
1) оформлены в отдельной ДИ или
2) прописаны в трудовом договоре (ТД).
Работодатель вправе изменить ДИ, если она оформлена как отдельный документ. Если должностные обязанности работника являются неотъемлемой частью ТД, изменить их без согласия работника сложно.
Статья 74 ТК РФ обязывает работодателя, предупреждать работника об изменениях должностной инструкции не менее чем за 2 месяца. Это еще не все требования, предъявляемые к работодателям.
Если изменение должностной инструкции повлечет изменение трудовой функции работника, то сделать это без его письменного согласия нельзя.
Без согласия сотрудника изменить его должностную инструкцию можно, если это временные изменения, в случаях, регулируемых ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК:
- в случае катастрофы, аварии, несчастного случая, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии и других случаях, когда есть угроза жизни;
- в случаях простоя по чрезвычайным обстоятельствам;
- при необходимости предотвратить уничтожение или порчу имущества, временно заменить отсутствующего работника.
Временное изменения трудовой функции допускается на срок до 1 месяца.
Если работник своего согласия на изменение ДИ не даст, работать он продолжит по прежней ДИ. Если изменения утвердят, распространяться они будут только для новых сотрудников, принятых на должность после утверждения новой редакции.
Если работодатель вносит изменения в соответствии со статьей 74 ТК, а работник не согласен с меняющимися условиями и предложенными вариантами продолжения трудовых отношений, договор прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 77 ТК.
Важно! В Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.11. 2019 г. № 37-П указано на недопустимость введения обязанностей, изменяющих существующую трудовую функцию.
Если изменения в должностной инструкции не коррелируются с трудовой функцией, применение ст. 74 ТК исключается. Даже если коррекция условий трудового договора обусловлена организационными и технологическими причинами, основной характер работы должен оставаться без изменений.
Примеры:
- Внедрение программного обеспечения в библиотеку не изменяет трудовую функцию библиотекаря.
- Работодатель не может обязать библиотекаря делать уборку помещения в конце рабочего дня — обязанность уборщика выходит за рамки трудовой функции библиотекаря.
Спросить