Почему в статье 23.3 и 28.3 КоАП РФ прописаны разные перечни статей?
Вопрос про КоАП. В статье 23.3 расписаны статьи КоАП, дела по которым рассматривают органы внутренних дел (полиция). При этом в статье 28.3 ч.2 пункт 1 есть ещё один перечень статей, протоколы по которым могут составлять органы внутренних дел, но он отличается от того перечня статей, которые указаны в статье 23.3. Вопрос, для чего нужно было расписывать отдельный перечень статей КоАП, почему их изначально не вписали в статью 23.3? Может и глупый вопрос, но я не могу разобраться в этом
Ст.23.3 КоАП РФ содержит перечень должностных лиц, которые вправе РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АП.. а ст.28.3 - перечень лиц, имеющих право ОФОРМЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АП. Это разные процессуальные функции - рассмотрение дела и оформление протокола. Протокол может оформить практически любой сотрудник полиции. даже не офицер, а рассматривать дела может далеко на каждый.
СпроситьЗдравствуйте, Денис. В ст. 23.3. расписаны дела, которые рассматриваются ОВД, в административном порядке. Т.е. полиция может выносить по ним постановления об административных правонарушениях, с наложением на виновного административного наказания. В ст. 28.3 указаны органы и должностные лица, управомоченные лишь возбуждать дела об административных правонарушениях, в т.ч. путем составления соответствующего протокола. В одних случаях дела возбуждаются и рассматриваются полицией. В других случаях, полиция, возбудив дело, передает его на рассмотрение другому должностному лицу или органу (обычно это либо мировой судья, либо районный суд). Это различие и отражено в названных вами статьях КоАП РФ.
СпроситьНепонимание возникает из-за того, что в 28.3 написано, что составлять протоколы могут должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Но сотрудник полиции не является должностным лицом суда, тогда каким образом исходя из данной статьи он может составить протокол, если составить его может только должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело (рассматривает дело суд) ? Вот этого я не могу понять
СпроситьДобрый день! Дам Вам небольшую справку...
Статья 23.3 КоАП РФ определяет, какие дела об административных правонарушениях рассматривают органы внутренних дел (полиция) в качестве судей. Статья 28.3 КоАП РФ определяет, какие должностные лица уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. Эти две статьи не всегда совпадают по перечню статей КоАП, потому что не все административные правонарушения, по которым могут составлять протоколы органы внутренних дел, подлежат рассмотрению ими же в качестве судей. Например, по статье 6.24 КоАП (нарушение правил пользования общественным транспортом) органы внутренних дел могут составлять протоколы, но не могут рассматривать дела, так как это относится к компетенции судей мировых судов. Поэтому статья 28.3 КоАП содержит более широкий перечень статей, чем статья 23.3 КоАП. Это сделано для того, чтобы разграничить полномочия органов внутренних дел по составлению протоколов и по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
СпроситьНепонимание возникает из-за того, что в 28.3 написано, что составлять протоколы могут должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Но сотрудник полиции не является должностным лицом суда, тогда каким образом исходя из данной статьи он может составить протокол, если составить его может только должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело (рассматривает дело суд) ? Вот этого я не могу понять
СпроситьВаш вопрос связан с толкованием статьи 28.3 КоАП РФ, которая определяет должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Я постараюсь вам объяснить.
В части 1 этой статьи говорится, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ. В главе 23 перечислены различные органы, которые могут рассматривать такие дела, в том числе суды, а также органы внутренних дел (полиции), таможенные органы, органы по надзору за оборотом наркотиков и психотропных веществ и другие.
В части 2 этой статьи говорится, что помимо случаев, предусмотренных частью 1, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. В пункте 1 этой части перечислены конкретные статьи КоАП РФ, по которым должностные лица органов внутренних дел (полиции) могут составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, сотрудник полиции может составить протокол об административном правонарушении не потому, что он является должностным лицом суда, а потому, что он является должностным лицом органа внутренних дел, которому дано такое право в соответствии с другими статьями КоАП РФ. Это не противоречит статье 28.3 КоАП РФ, а дополняет ее.
Кроме того, я нашел несколько возможных объяснений этого противоречия:
Во-первых, возможно, что статья 28.3 КоАП РФ имеет несколько толкований, и существует разногласие между судебной и административной практикой по этому вопросу. Я нашел несколько примеров, когда суды признавали незаконными протоколы, составленные сотрудниками полиции, ссылаясь на статью 28.3 КоАП РФ, и отменяли штрафы, наложенные на основании этих протоколов. Однако я также нашел примеры, когда суды признавали законными протоколы, составленные сотрудниками полиции, ссылаясь на другие статьи КоАП РФ, которые дают им такое право.
Во-вторых, возможно, что статья 28.3 КоАП РФ устарела или не соответствует другим. Можете ознакомиться еще с мнением Конституционного суда РФ. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 2018 г. № 27-П “По делу о проверке конституционности абзаца второго части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области”
9 ноября 2023 правительство внесло в Госдуму законопроект № 232777-8
О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (о наделении должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в случае неисполнения постановлений судов о дисквалификации), которым исключает из компетенции МВД составление протоколов и рассмотрение дел о некоторых административных правонарушениях, в том числе в области предпринимательства и охраны окружающей среды. Документ, который размещен в думской базе данных, направлен на устранение дублирования полномочий полиции и контрольных органов, он позволит снизить административную нагрузку на предпринимателей.
Изменения предлагается внести в статьи 23.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (органы внутренних дел (полиция) и 28.3 (должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях). Речь идет об исключении из компетенции полиции таких составов административных нарушений, как сокрытие или искажение экологической информации, выпуск в эксплуатацию или эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов уровня шума.
Также из ведения МВД предлагается исключить ряд статей о нарушениях на транспорте. Среди них статьи о действиях, угрожающих безопасности полетов, и нарушении правил перевозки опасных веществ. Кроме того, предложено исключить ряд статей по административным нарушениям в области охраны собственности, предпринимательской деятельности, финансов и налогов. Здесь речь идет о статьях, в которых, в частности, установлены санкции за использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также за нецелевое использование бюджетных средств.
"В настоящее время органы внутренних дел (полиции) уполномочены возбуждать и рассматривать дела по 663 составам административных правонарушений. Ряд этих составов (197) выражается в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется также иными органами государственной власти при осуществлении различных видов государственного контроля (надзора)", - говорится в документе (Федеральный закон от 13.06.2023 № 222-ФЗ "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Спросить