Какой досудебный порядок при возникновении споров по договору с указанием судебной компетенции и необходимость составления претензии?
Если в договоре сказано: Все споры, возникающие при исполнении настоящего договора, подлежат решению путем переговоров. В случае, если спор не может быть разрешен путем переговоров, он передается на рассмотрение суда по месту нахождения Ответчика.
Так вот, какой досудебный порядок должен быть в данном случае? Достаточно ли приложить к иску копию переписки, или необходимо составлять претензию?
Договор был заключен дистанционно согл. Ст. 160 ГК РФ, в договоре прописаны адреса электронной почты и имеется пункт:
Стороны, заключившие Настоящий Договор признают, юридическую силу за электронными письмами - документами, направленными по электронной почте (e-mail), и признают их равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, т.к. только сами Стороны и уполномоченные ими лица имеют доступ к соответствующим средствам связи - адресам электронной почты, указанным в Настоящем Договоре в реквизитах Сторон.
Согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ «Договор в письменной форме может быть заключен … путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору».
Суды, исходя из конкретных обстоятельств, не всегда признают юридическую силу договоров, заключённых посредством электронной переписки, так как "достоверность установления" личности сторон в данном случае не абсолютна. Как правило, решение суда зависит от того, юрист какой стороны в суде будет более убедительным.
Рекомендую в дальнейшем избегать таких способов заключения договора.
Если никаких иных требований к досудебному урегулированию не установлено в договоре (сроки ответа на претензию, её форма и др.), то подтверждение соблюдения претензионного порядка эл. сообщениями должно быть достаточным для суда. «Должно быть» означает то, что вопрос этот также не однозначен и во многом определяется судебным усмотрением и профессионализмом юриста.
Претензия – это такое же письмо, как и все другие, «ходящие» между компаниями. То есть, если в письме содержаться какие-либо требования, то неважно как оно называется, это будет претензия.
Спросить