Выезд из зоны с правом на отселение и право на дополнительный оплачиваемый отпуск
Проживал в зоне с правом на отселение с октября 1992 года по май 2011, когды в добровольном порядке выезал в чистую зону, получил удостоверение гражданина, добровольно выехавшего из зоны с правом на отселение. Имею ли я право на дополнительный оплачиваемый рипуск,
Статьей 116 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска. В соответствии с частью 2 ст. 120 ТК РФ, при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Далее - "Закон о Чернобыле") предусмотрено несколько категорий граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - "чернобыльцы") и имеющим право на предоставление дополнительного отпуска в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Продолжительность дополнительного отпуска варьируется от 7 до 30 календарных дней.
Следует отметить, что предоставление дополнительного отпуска на основании Закона о чернобыле непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях (Письмо Минфина РФ от 13.01.2005 N 03-05-02-03/1). В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 01.12.1997 N 18-П, ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска являются одной из форм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с п. 1.1. Постановления Фонда социального страхования РФ от 9.03.2004 N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" расходы на оплату льгот и компенсаций по обязательному социальному страхованию лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке.
Соответствующий порядок определяется Правилами финансирования по предоставлению мер социальной поддержки "чернобыльцам" утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 N 542. Пункт 5 Правил устанавливает, что финансирование соответствующих расходов осуществляется Минфином РФ путем ежемесячного перечисления средств федерального бюджета, ПФ РФ и ФСС РФ.
Механизм получения средств в счет предоставляемого "чернобыльцам" дополнительного оплачиваемого отпуска конкретизирован принятыми недавно правилами оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утв. постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 г. N 136).
Согласно Правилам получатель обращается по месту своего жительства в орган в сфере социальной защиты населения с заявлением об оплате дополнительного отпуска. К заявлению прилагаются копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки и справка о размере подлежащей оплаты за дополнительный отпуск суммы. Указанную справку выдает работодатель. Соответствующие средства либо перечисляются через организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.
Таким образом, работодатель не оплачивает дополнительный отпуск "чернобыльцу". Оплата осуществляется через федеральное казначейство. Соответственно никакими проводками оплата дополнительного отпуска в учете организации не отражается. Обязанность работодателя заключается в выдаче работнику указанной выше справки о размере выплаты за дополнительный отпуск.
По вопросу обложения ЕСН и НДФЛ отметим следующее. Статьей 236 НК РФ установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
По вопросу налогообложения выплат в рамках дополнительного отпуска в соответствии с законом о Чернобыле издано Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 июня 2007 г. N 03-04-06-02/8. По мнению Минфина, финансирование расходов, связанных с предоставлением дополнительного отпуска, осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств федерального бюджета. Таким образом, суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемые "чернобыльцам" и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом.
Что касается НДФЛ, Минфин РФ делает вывод, что суммы оплаты вышеуказанных дополнительных отпусков, связанных с возмещением вреда, причиненного "чернобыльцам", не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Основанием для такого вывода является пункт 3 ст. 217 НК РФ, который устанавливает, что от налогообложения НДФЛ освобождаются все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
К таким компенсационным выплатам, по мнению Минфина РФ, относятся суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного п. 5 ст. 14 Закона о Чернобыле, предоставляемого гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. Предоставление дополнительных отпусков категориям граждан, указанных в других статьях Закона о Чернобыле, также не должно облагаться НДФЛ.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", обязательному социальному страхованию подлежат все работники, выполняющие работу на основании трудового договора.
Из перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, оплата дополнительного отпуска "чернобыльцу" была исключена (п. 3 Перечня). На этом основании с работодателя требовали уплаты взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС РФ. Однако, норма, исключающая оплату дополнительных отпусков "чернобыльцам" из перечня выплат, на которые не начисляются указанные страховые взносы в ФСС РФ, признана не действующей решением Верховного Суда РФ от 05.10.2006 N ГКПИ06-967. Позицию Верховного суда поддержал Президиум ВАС РФ в постановлении от 23.04.2007 N 773/07.
Позиция судов основана на том, что применительно к трудовым отношениям расчетной базой для уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является начисленная страхователем (работодателем) застрахованным работникам заработная плата (оплата труда). Между тем выплаты, связанные с предоставлением работникам дополнительного отпуска в соответствии с Законом о Чернобыльской АЭС", к заработной плате застрахованных работников отнесены быть не могут.
Соответственно, работодатель не обязан уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации с указанных выплат.
Спросить