Как работодатель соблюдает ТК РФ при оплате проезда жителей Крайнего Севера на личном автотранспорте?
398₽ VIP

• г. Новый Уренгой

Согласно ТК РФ жителям Крайнего Севера один раз в два года оплачивается проезд в отпуск к месту отдыха и обратно. Как по закону должен оплачиваться проезд на личном автотранспорте? Мой работодатель оплачивает проезд по тарифу плацкарта пассажирского поезда, ссылаясь на статью в ТК.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Ответы на вопрос (7):

Расходы на проезд работникам не бюджетных организаций компенсируются согласно положений локальных нормативных актов (ст. 8, 325 ТК РФ)

Спросить
Пожаловаться

Мой работодатель оплачивает проезд по тарифу плацкарта пассажирского поезда,ссылаясь на статью в ТК.

---всё верно.Постановлением Конституционного суда РФ от 09.02.12 N 2-П (далее - Постановление) разъяснено, что предоставление гарантии в виде компенсации работникам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации - обязанность всех работодателей. Однако работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, вправе с учетом своих реальных экономических возможностей определить условия, размер и порядок предоставления этой компенсации, определив их коллективными соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами. При этом они должны учитывать ее целевое назначение (максимально обеспечить выезд работника за пределы северных районов).

Спросить
Пожаловаться

Добрый день!.Согласно ст.325 ТК РФ оплата производится в размере наименьшей стоимости кратчайшим путем. Если тариф плацкарта соответствует этому требованию,значит работодатель прав.

Спросить
Пожаловаться

Если личный автотранспорт, то ст. 325 ТК РФ указывает: "Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем".

Компенсация при проезде работника и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно личным транспортом производится при документальном подтверждении пребывания работника и членов его семьи в месте использования отпуска в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, в соответствии с нормой расхода топлива, установленной для соответствующего транспортного средства, но не выше наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Спросить
Пожаловаться

согласно п. 8 Правил (Пост.прав. от12.6.2008 №455) компенсация расходов при проезде работника и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно личным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования.

Спросить
Пожаловаться

На сегодняшний день статья 325 ТК РФ устанавливается обязанность компенсации проезда только для бюджетных организаций, а частью 8 статьи 325 ТК РФ предусмотрено, что все остальные работодатели (не из бюджетной сферы) компенсируют транспортные расходы сотрудника по своему усмотрению, и порядок этот должен быть отражен в коллективных договорах, локальных актах или в договорах с работниками. Конституционный суд пришел к выводу, что коммерческие организации обязаны предоставлять компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. При этом не имеет значения, закреплена такая обязанность в локальных нормативных актах компаний или нет. В организациях, финансируемых из федерального бюджета, выплата такой компенсации производится в соответствии с Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей". В соответствии с этими правилами возмещение фактически произведённых расходов на оплату стоимости поезда к месту отдыха и обратно производится в пределах стоимости проезда: железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда; воздушным транспортом – в салоне экономического класса; внутренним водным транспортом – в каюте третьей категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом – в каюте 4-5 групп морского суда регулярных транспортных линий; автомобильным транспортом – в автобусе общего типа, а при отсутствии – в автобусах с мягкими откидными сиденьями. При этом оплата должна производиться по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Если работник своевременно не воспользовался данными выплатами при использовании отпуска, то он утрачивает это право, так как указанные выплаты являются целевыми. Окончательный расчет производится с работником по возвращении его из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов. В свою очередь следует обратить внимание, что эта компенсация предоставляется работнику только по основному месту работы.

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ

Это не правомерно, т.к. работодатель должен оплатить расходы на топливо на основании представленных чеков.

Оплата по тарифу поезда при проезде на машине не законна, т.к. компенсации дается по тому виду транспорта, который был использован фактически. ст. 325 тк рф. Ст. 325 ТК РФ также не дает такого права работодателю.

Даже, если работаете на предприятии небюджетной сферы расчет должен быть аналогичным.

Вправе подать претензию работодателю с требованием перерасчета. Вправе сослаться на Пленум ВС РФ.

Обзор Пленума ВС РФ за 3 квартал 2009 г.

. Лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с проездом к месту использования отпуска и обратно личным транспортом компенсируются фактически понесённые ими расходы на оплату стоимости израсходованного в пути топлива. Компенсация расходов, связанных с транспортировкой автомашины из мест, с которыми автомобильное сообщение отсутствует, законодательством не предусмотрена.

Заявительница обратилась в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании стоимости расходов на проезд к месту проведения отдыха и обратно, ссылаясь на то, что ей был предоставлен очередной отпуск, к месту проведения которого (город Тюмень) и обратно она следовала на личном автомобиле. В связи с отсутствием автомобильной дороги из города Салехарда для перевоза транспортного средства она была вынуждена воспользоваться услугами паромной переправы. Ответчик, компенсировав расходы на горюче-смазочные материалы, фактически понесённые ею в связи с проездом на личном транспорте к месту отдыха и обратно, стоимость перевоза автомобиля паромом возместить отказался.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой и кассационной инстанций исходили из того, что действующий порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривает право указанных лиц использовать в качестве средства передвижения личный транспорт. Провоз автотранспортного средства на пароме и понесенные в этой связи затраты были обусловлены необходимостью следования к месту использования отпуска и обратно, в связи с чем фактические расходы по доставке автомобиля также подлежат возмещению.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судов первой и кассационной инстанций основанными на ошибочном толковании норм материального права по следующим основаниям.

Согласно ст.325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счёт средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путём. Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся и в ст.33 Закона Российской Федерации №4520-1 от 19 февраля 1993 г.

«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Согласно п.8 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008г. №455, компенсация расходов при проезде работника организации и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно личным транспортом производится при документальном подтверждении пребывания работника и членов его семьи в месте использования отпуска в размере фактически произведённых расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтверждённых чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования.

Оплата иных понесённых при проезде личным автомобильным транспортом расходов, в том числе расходов, связанных с транспортировкой автомашины из мест, где автомобильное сообщение отсутствует, законодательством не предусмотрены.

При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судами первой и кассационной инстанций в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся судебные постановления и приняла по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Определение по делу № 70-В09-5.

Информация Минтруда России

«По вопросу применения части 8 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, касающегося установления порядка определения юридическими лицами, не финансируемыми из различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предельного размера компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно»

В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.

Частью 8 той же статьи установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Таким образом, названной статьей определен порядок установления компенсации вышеуказанных расходов в зависимости от видов работодателей (относящихся к бюджетной либо внебюджетной сфере).

Что касается применения названной нормы к работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, то такой работодатель должен установить в коллективном договоре, локальном нормативном акте либо в трудовом договоре с конкретным работником размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Вопрос проверки конституционности положений части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г.Труновой нашел отражение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П (далее – Постановление № 2-П).

Постановлением № 2-П положение части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно обязывает работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к установлению в коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовых договорах компенсации работающим у них лицам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере, на условиях и в порядке, которые должны соответствовать целевому назначению этой компенсации.

Постановление № 2-П допускает, что размер, условия и порядок данной компенсации для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, могут отличаться от предусматриваемых для работников организаций, финансируемых из государственного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления. Это может приводить к различиям в объеме дополнительных гарантий по реализации прав на отдых и на охрану здоровья при работе в неблагоприятных природно-климатических условиях.

Однако различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям, а именно – гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. Компенсация может быть установлена на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее цели, а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.

Следует отметить, что, исходя из содержания статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, нормы возмещения расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, относящихся к бюджетной сфере, не являются минимальными для работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, что предполагает установление последними любых норм возмещения указанных расходов, в том числе в размерах, меньших, чем для работников организаций, относящихся к бюджетной сфере.

Вместе с тем, при определении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. В противном случае не будет достигнута цель введения данной нормы в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.

Спросить
Пожаловаться

Олата проезда к месту отдыха и обратно в Крым 2015 в районах крайнего севера на личном автотранспорте. Оплачивается ли паром при пересечении Керченского пролива (билет на перевозку автотранспорта)?

Ездил в отпуск на личном авто. Чеки выцвели, но есть заверенное отпускное удостоверение. Работодатель отказывает в оплате по стоимости плацкарта пассажирского. Прав ли работодатель? Если нет, то в соответствии с каким нормативным документом должен быть оплачен проезд к месту отдыха и обратно из районов крайнего севера и приравненвх к ним?

Работаю в муниципальном учреждении в районе приравненном к района крайнего севера. Имею право на льготный проезд к месту отдыха и обратно 1 раз в два года. Но работодатель не согласен оплачивать проезд к месту отдыха на самолете или поезде в купе, только поезд плацкарт. Ссылается на документ местных властей. Законно ли это? если местный документ противоречит ст.325 ТК РФ, где прямо прописано что проезд оплачивается любым видом транспорта, кроме такси?

Летом планируем ехать в отпуск. Имею дочь-студентку, 19 лет. Работаю в ОАО РЖД. По закону жителям проживающим в районах Крайнего севера один раз в год оплачивается проезд к месту отдыха. На моём предприятии компенсируют только мои билеты. Кто должен компенсировать проезд дочери-студентке?

Один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно. В каких типах обслуживания в поездах (в купе или плацкарте) оплачивают проезд к месту учебы туда и обратно?

Для регионов крайнего Севера существует льгота раз в два года оплачивают проезд до места отдыха и обратно. Я слышал, что существует в Р Коми дополнение, что оплата проезда производиться производиться каждый год, один раз по Федеральному закону, а второй раз по Региональному закону.

Спасибо.

Скажите, пожалуйста, предоставляется ли оплата проезда жителям Крайнего севера к месту отдыха, если они едут на личном автотранспорте? Спасибо.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Работаю в ЗАО в условиях Крайнего Севера. Один раз в два года работники имеют право на компенсацию расходов на дорогу к месту отдыха и обратно (льготный отпуск). В колдоговоре этот пункт четко прописан, как и в ст.325 ТК РФ и до недавнего времени исполнялся работодателем. Перед использованием этого отпуска по моему письменному заявлению мне была выдана мат. помощь на проезд на личном автотранспорте к месту использования отпуска и обратно. По приезду я написал заявление о компенсации со всеми билетами и чеками, однако в ответ работница бухгалтерии сообщила, что они не обязаны оплачивать мне проезд, т.к. являются частным предприятием и компенсируют проезд только по цене плацкарта ж.д. поезда

(это примерно 30 % от моих затрат). Правомерны ли действия работодателя?

Проживаю в районе приравненном к районам крайнего севера. Пользуясь правом оплаты проезда к месту отдыха и обратно в 2014 году оплатили проезд на ребенка на работе у мужа. В 2015 году имею ли я право оплатить проезд к месту отдыха и обратно на ребенка у себя на работе? Или же проезд ребенка оплачивается один раз в два года?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за 5 минут
спросить
Администратор печатает сообщение