суд признал право на досрочную пенсию работнику летно-испытательного состава
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.04.2012 г. Советский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего Кантимир И.Н. при секретаре Христич А.С. рассмотрев открытом в судебном заседании дело по иску Пегина Р.И. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ Карасунского внутригородского округа г. Краснодара о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Пегин Р.И. обратился в суд с иском, в котором просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 1 п. 13 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы с 01.04.1997 г. по 27.11.1999 г. второй пилот Ан-2 НАК «Саха-Авиа», с 16.06.2006 г. по 31.01.2007 г. – второй пилот самолета Ан-2 в ОАО НПК «ПАНХ», с 15.04.2010 г. по 17.04.2010 г., с 06.09.2010 г. по 09.09.2010 г., с 14.05.2011 г. по 15.05.2011 г., с 19.12.2010 г. по 26.12.2010 г., с 12.01.2011 г. по 14.01.2011 г., с 27.06.2011 г. по 29.06.2011 г. второй пилот второго класса вертолета Ми-8 в ОАО «Нефтеюганский объединенный авиаотряд», с 15.05.2006 г. по 30.09.2006 г. – командир воздушного судна Ан-2 у Индивидуального предпринимателя Кузнецова Ф.Г. в авиации специального применения, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации с момента обращения за таковой, т.е. с 28.11.2011 г.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Дементьева К.Ю. исковые требования поддержала и пояснила, что указанные периоды работы были незаконно исключены ответчиком из специального стажа, дающего право на досрочную пенсию, только по тем основаниям, что сведениями индивидуального (персонифицированного) учета сведения о работе Пегина Р.И. по данным ответчика не подтверждаются.
Пунктом 8 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. № 155, установлено, что документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. В случае отсутствия летной книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений указанная информация может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке.
В качестве подтверждения сведений о налете часов истцом в распоряжение вышеуказанной комиссии была представлена справка от 09.11.2011 года № 4576-04.1, выданная ОАО «Нефтеюганский объединенный авиаотряд» составленная на основании летной книжки, согласно которой общий налет часов составил 4622 часа 18 минут, из которых транспортный налет часов составил 1582 часа 70 минут, что соответствует 6 годам 1 мес. 29 дн. (1582 ч. 70 мин.: 20: 12), в авиации специального применения – 2933 часа 53 минут, что составляет 20 лет 1 мес. 7 дн. выслуги (2933 ч. 53 мин.:12:12), общая продолжительность специального стажа составляет 26 лет 3 мес. 06 дн., при требуемом для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 25 годах.
Ни сведения внесенную в летную книжку, ни уточняющая справка ответчиком при рассмотрении вопроса о назначении Пегину Р.И. досрочной трудовой пенсии по старости не были приняты во внимание и в назначении пенсии ему было отказано. Пегин Р.И. считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в летном составе гражданской авиации незаконным, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Представитель УПФ РФ в Карасунском внутригородском округе Макаренко К.Б. против удовлетворения иска возражала, при этом уточнила, что после вынесения комиссией отказа в назначении досрочной трудовой пенсии поступили корректирующая форма ответа из отдела персонифицированного учета, согласно которого ИП Кузнецов Ф.Г. представил уточненные сведения и произвел оплату страховых взносов за период работы с 15.05.2006 по 30.09.2006 год. На основании поступивших сведений указанный период был включен в специальный стаж. Также по ее мнению, не подлежат включению в специальный стаж периоды работы с 01.04.1997 г. по 27.11.1999 г. в качестве второго пилота Ан-2 НАК «Саха-Авиа», с 16.06.2006 г. по 31.01.2007 г. – вторым пилотом самолета Ан-2 в ОАО НПК «ПАНХ» на основании летной книжки и уточняющей справки, так как за указанные периоды не произведена уплата страховых взносов. Остальные периоды включению в специальный стаж также не подлежат, поскольку в эти периоды истец не летал, так как находился в отпусках без сохранения заработной платы.
В связи с включением ответчиком периода работы с 16.06.2006 по 30.09.2006 г. в специальный стаж, истцом было заявлено ходатайство об исключении указанного периода из исковых требований, на удовлетворении остальной части исковых требований истец настаивал.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Право на данный вид пенсионного обеспечения предоставляется в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года и Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459 трудовая пенсия по старости назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - не менее 20 лет в указанном составе летной авиации.
Согласно сведений трудовой книжке трудовая деятельность Пегина Р.И. состоит из следующих периодов работы:
С 05.05.1995 г. по 10.05.1995 г. бортпроводник в авиакомпании «Якутавиатранс», с 19.06.1995 г. по 27.11.1999 г. второй пилот Ан-24 в авиакомпании «Якутавиантранс» (с 01.08.1996 г. переведен во 2 АЭ 2 летного отряда, с 15.10.1997 г. переведен в производственный комплекс местные воздушные линии и спецприменение вторым пилотом ВС Ан-24), с 28.03.2000 г. по 15.03.2001 г. второй пилот воздушного судна Ан-2 ГУП РА «Кубаньспецавиа» Южного МТУ ФАС России, с 15.03.2001 г. по 30.10.2007 г. второй пилот воздушного судна Ан-2 (с 09.08.2004 г. переведен на должность командира воздушного судна Ан-2 в ОАО НПК «ПАНХ», с 13.11.2007 г. по 22.11.20011 г. – второй пилот второго класса вертолета Ми-8 в ОАО «Нефтеюганский объединенный авиаотряд».
Согласно данных, внесенных в летную книжку, а также справки № 4576-04.1 от 09.11.2011 года трудовая деятельность Пегина Р.И. состоит из следующих периодов работы: с 20.11.1995 г. по 31.12.1995 г. – 67 ч. 20 мин., с 01.01.1996 г. по 31.12.1996 г. – 563 ч. 00 мин., с 01.01.1997 г. по 31.12.1997 г. – 332 ч. 15 мин., с 01.01.1998 г. по 31.12.1998 г. – 292 ч. 00 мин., с 01.01.1999 г. по 31.12.1999 г. – 328 ч. 35 мин., с 01.03.2000 г. по 31.05.2000 г. – 214 ч. 20 мин., с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. – 459 ч. 52 мин., с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. – 71 ч. 31 мин., с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г. – 40 ч. 16 мин., с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. – 158 ч. 35 мин., с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. – 23 ч. 44 мин., с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. – 194 ч. 10 мин., с 01.04.2007 г. по 30.04.2007 г. – 3 ч. 20 мин., с 01.11.2007 г. по 31.12.2007 г. – 104 ч. 20 мин., с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. – 552 ч. 50 мин., с 01.01.2009 г. по 30.09.2009 г. – 460 ч. 05 мин., с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. – 332 ч. 50 мин., с 01.01.2011 г. по 22.11.2011 г. – 323 ч. 20 мин.
Комиссией по реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара при рассмотрении вопроса о назначении мне досрочной трудовой пенсии не были засчитаны периоды:
С 01.04.1997 г. по 27.11.1999 г. в качестве второго пилота Ан-2 НАК «Саха-Авиа» (с 15.10.1997 г. – переведен в производственный комплекс летные воздушные линии и спецприменение вторым пилотом ВС Ан-24), так как не усматривается работа в Гражданской авиации, а также за периоды 02.03.1998 г. по 21.03.1998 г., с 30.11.1998 г. по 19.12.1998 г. в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют сведения о налете часов.
С 16.06.2006 г. по 31.01.2006 г. – второй пилот самолета Ан-2 в ОАО НПК «ПАНХ», с 15.04.2010 г. по 17.04.2010 г., с 06.09.2010 г. по 09.09.2010 г., с 14.05.2011 г. по 15.05.2011 г., с 19.12.2010 г. по 26.12.2010 г., с 12.01.2011 г. по 14.01.2011 г., с 27.06.2011 г. по 29.06.2011 г. второй пилот второго класса вертолета Ми-8 в ОАО «Нефтеюганский объединенный авиаотряд» в авиации специального применения, так как в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют сведения о налете часов за указанные периоды работы.
По результатам рассмотрения комиссией по реализации пенсионных прав граждан моего заявления о назначении досрочной трудовой пенсии общий стаж составил 15 лет 7 мес. 14 дней, специальный стаж в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. 21 год 8 мес. 5 дней и в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемого страхового стажа в гражданской авиации 25 лет.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Статьей 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих при назначении льготной (досрочной трудовой) пенсии по старости является трудовая книжка, в которую вносятся необходимые сведения о трудовой деятельности.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. предприятия несут ответственность за достоверность тех сведений, которые они представляют для назначения пенсии.
Согласно ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ право на досрочное назначение пенсии по старости имеют в частности мужчины, проработавшие не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации.
В соответствии с п.2 ст. 27 вышеназванного Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается указанная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам летного состава применяется список должностей работников летного состава гражданской авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 №459.
Согласно данному Списку правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов, летно - инструкторский состав.
Согласно п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно - технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года № 459 при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается: а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги; б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно - летного и летно - инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги.
Исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12 (пункт 2 данных Правил).
Пунктом 8 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. № 155, установлено, что документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. В случае отсутствия летной книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений указанная информация может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке.
В качестве подтверждения сведений о налете часов истцом в распоряжение вышеуказанной комиссии была представлена справка от 09.11.2011 года № 4576-04.1, выданная ОАО «Нефтеюганский объединенный авиаотряд» составленная на основании летной книжки, согласно которой общий налет часов составил 4622 часа 18 минут, из которых транспортный налет часов составил 1582 часа 70 минут, что соответствует 6 годам 1 мес. 29 дн. (1582 ч. 70 мин.: 20: 12), в авиации специального применения – 2933 часа 53 минут, что составляет 20 лет 1 мес. 7 дн. выслуги (2933 ч. 53 мин.:12:12). Таким образом, общая продолжительность специального стажа составляет 26 лет 3 мес. 06 дн., при требуемом для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 25 годах.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, данными в пункте 9 постановления от 20.12.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как усматривается из записей, внесенных в трудовую книжку истец постоянно с 1995 по 2011 год работал в гражданской авиации, сведения о налете часов внесены в летную книжку, что также подтверждается справкой от 09.11.2011 года.
Согласно п. 4.3 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2007 года № 9-П Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно-значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Названным постановлением Конституционного суда Российской Федерации п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов признаны не соответствующими ст. 19 (части 1 и 2), ст. 39 (части 1 и 5), ст. 45 (часть 1), ст. 55 (часть 3).
Обязанность государства признавать соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статьи 2, 17, 18, статья 45 ч.1 Конституции РФ), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.
На основании вышеизложенного, суд считает, что исключение из общего и специального трудового стажа указанных периодов работы по причине не подачи работодателем сведений о налете часов является незаконным и не может является основанием для не включения данных периодов в стаж, периоды работы в гражданской авиации подтверждаются записями в трудовой книжке. Требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости согласно приведенным выше расчетам у истца имеется, а следовательно, отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным, периоды работы с 01.04.1997 г. по 27.11.1999 г. второй пилот Ан-2 НАК «Саха-Авиа», с 16.06.2006 г. по 31.01.2006 г. – второй пилот самолета Ан-2 в ОАО НПК «ПАНХ» подлежащими включению, а исковые требования в этой части удовлетворению.
Периоды работы с 15.04.2010 г. по 17.04.2010 г., с 06.09.2010 г. по 09.09.2010 г., с 14.05.2011 г. по 15.05.2011 г., с 19.12.2010 г. по 26.12.2010 г., с 12.01.2011 г. по 14.01.2011 г., с 27.06.2011 г. по 29.06.2011 г. в должности второго пилота второго класса вертолета Ми-8 в ОАО «Нефтеюганский объединенный авиаотряд» включению в специальный стаж не подлежат, поскольку в данные периоды в летном составе гражданской авиации истцом не выполнялась.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Карасунского внутригородского округа г. Краснодара нарушает конституционные права истица, которые подлежат восстановлению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Пегина Романа Ивановича к Управлению Пенсионного фонда в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара засчитать в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 1 п. 13 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пегину Роману Ивановичу периоды работы с 01.04.1997 г. по 27.11.1999 г. в должности второго пилота Ан-2 НАК «Саха-Авиа», с 16.06.2006 г. по 31.01.2007 г. – в должности второго пилота самолета Ан-2 в ОАО НПК «ПАНХ».
Обязать Управление Пенсионного фонда в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара назначить Пегину Роману Ивановичу досрочную трудовую пенсию по старости по дня первоначального обращения – с 28.11.2011 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Федеральный судья.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: