Минпромторг России: доля используемых во вторичном производстве отходов производства и потребления должна быть увеличена
Начале текущего года Правительство РФ утвердило Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Одна из основных ее целей – обеспечить максимальное использование отходов в качестве вторичного сырья для изготовления новой продукции или как минимум для получения энергии.
По данным Минпромторга России, в промышленном производстве используется не более 52% образующихся ежегодно и требующих переработки для вовлечения во вторичный оборот отходов (их годовой объем составляет около 400 млн тонн: примерно 350 млн тонн приходится на отходы производства, 50 млн тонн – на твердые коммунальные отходы). Аналогичная ситуация с не требующими дополнительной обработки отходами от добычи полезных ископаемых, которые относятся к V классу опасности: из образующихся в год 5 млрд тонн используется примерно 53%, остальное временно размещается в местах хранения или захоранивается.
Незаинтересованность производителей в как можно более полном вовлечении отходов во вторичное производство в настоящее время обусловлено, по мнению экспертов, несколькими причинами. В частности: отсутствием нормативно закрепленного понятия "вторичные ресурсы", в связи с чем к полученному при переработке сырью применяются те же нормы и требования, что и к отходам. Как сообщил на организованной газетой "Ведомости" конференции "Экологическая модернизация производственно-промышленного сектора экономики России" заместитель директора Департамента металлургии и материалов Минпромторга России Роман Куприн, министерство уже подготовило законопроект, определяющий, что вторичные ресурсы – это "продукция, полученная в результате рекуперации или обработки отходов, для компонентов которых имеется целесообразность в утилизации". Данным положением предлагается дополнить ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ); недостаточно высокими для стимулирования переработки нормативами утилизации. Так, самый большой норматив утилизации в этом году – 25%, в следующем – 35%, в 2020 году – 45%. При этом, по словам Романа Куприна, широко распространена практика, когда предприятия, самостоятельно не утилизирующие образующиеся отходы, вместо уплаты экологического сбора (п. 7 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ) покупают справки об утилизации их отходов другими предприятиями. В результате в прошлом году взимание экологического сбора обеспечило поступление в бюджет 1,3 млрд руб. вместо прогнозируемых 6 млрд; отсутствием спроса на вторичные материальные ресурсы. Разумеется, далеко не все образующиеся на предприятии отходы могут и должны быть использованы как вторсырье на этом же предприятии. "Сейчас спроса на отходы, которые даже в чистом виде являются сырьем, нет. Он появится, мы это понимаем. Но пока нам проще увезти отходы на полигон, нежели держать на балансе как вторичные материальные ресурсы", – отметил заместитель генерального директора компании "УРАЛХИМ" Ринат Гизатулин. Поэтому дополнительным стимулом вовлечения отходов в оборот, по его мнению, может стать внесение поправок в законодательство, в том числе налоговое, позволяющих официально и не слишком затратно содержать вторичное сырье на балансе в течение продолжительного срока (7-10 лет).
Важнейшей составляющей системы вовлечения отходов в оборот, по мнению Минпромторга России, должны стать экотехнопарки – функционально связанные объекты промышленной инфраструктуры, находящиеся на территории одного или нескольких субъектов РФ, которые предназначены для производства конечной продукции или вторичного сырья из отходов в процессе их обработки и утилизации. Определение понятия "экотехнопарк", а также нормы, предусматривающие применение мер стимулирования к субъектам промышленной деятельности, использующим оборудование экотехнопарков, предлагается закрепить 1 в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". Согласно планам министерства к 2030 году на территории России будут действовать 70 экотехнопарков, причем при их создании предполагается учитывать, какие виды производства наиболее распространены в конкретном регионе. По словам Романа Куприна, ряд предприятий уже заявили о готовности участвовать в пилотном проекте по развитию системы экотехнопарков.
Помимо вопросов об обращении с отходами производства и ТКО, особого внимания заслуживает размещение особо опасных отходов, считают эксперты. Напомним, Минприроды России подготовило законопроект 2, предполагающий утверждение федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности и наделение госкорпорации "Росатом" статусом федерального оператора по обращению с такими отходами. В случае принятия документа организации и ИП, в результате деятельности которых образуются чрезвычайно и высокоопасные отходы, смогут либо, как и прежде, самостоятельно осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию и обезвреживание отходов (при наличии соответствующей лицензии), либо передавать их федеральному оператору. "Мы поддерживаем предложение Минприроды о создании федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Не все предприятия хотят сами ими заниматься, потому что, например, в год у них образуется лишь несколько десятков килограммов таких отходов, так что крупный игрок будет полезен. Но он не должен стать посредником, который, получая плату в рамках установленного тарифа на услуги федерального оператора, заключит договоры субподряда с объектами, которые сейчас являются полулегальными полигонами или объектами переработки", – подчеркнул Ринат Гизатулин.
Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов в свою очередь заявил о необходимости устранения пробелов в нормативном регулировании обращения медицинских отходов. Невозможность их размещения на полигонах приводит к тому, что каждый год почти 2 млн тонн отходов, в том числе токсичных, инфицированных и радиоактивных, вывозится на несанкционированные свалки, подчеркнул эксперт.
В заключение эксперты отметили, что уже сейчас стоит принять решение о том, где будут размещаться увеличивающиеся в связи с проведением реновации объемы строительных отходов.%
Понравилась статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Статья: Взрыв в машинном отделении: российское судно потерпело крушение в Средиземном море,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: Владикавказ, взрыв в ТЦ. Погибла женщина. Что случилось? Предварительная причина обозначена,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: На свободу вышел убийца-расчленитель, которого надо было расстрелять ещё в СССР. Почему таких выпускают?,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: Почему я работаю за низкую зарплату, но работу менять не хочу?,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: В Краснодарском крае введен краевой режим ЧС. Продолжение темы о безответственности чиновников,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе
Я этим заниматься не буду, поэтому прочитала лишь до середины, неинтересно. Да и вряд ли, как у нас это обычно бывает, это всё будет выполняться.
Фигня конечно,ни чего неприспособлено для раздельного сбора мусора,для переработки толком тоже ни чего нет.Вот утилизация процветает,одни свалки кругом
Интересно!!!
Надо срочно закон издать!
А то, что он выполняться не будет, да и не может - это мелочи!