«Сначала заплатите, а потом звоните!», или Как заменить батарею бесплатно
Когда я позвонил по привычному номеру в свой ЖЭУ, у меня даже не спросили — с меня потребовали «заплатить за отключение».
Замена старой батареи
Телефонный разговор состоялся с диспетчером ЖЭУ управляющей компании «Запад» г. Тюмени, когда я решил заменить устаревшую и пришедшую в негодность чугунную батарею отопления в своей квартире.
Заранее я приобрёл в магазине на свои личные деньги, разумеется, современную биметаллическую батарею с необходимым ремкомплектом к ней. После этого я лично обратился в ЖЭУ с просьбой установить её в моей квартире, взамен чугунной батареи 45-летней давности.
Диспетчер сходу добросовестно насчитала мне за работу 4200 рублей и предложила уточнить время выполнения слесарем-сантехником работы. Когда в очередной раз я позвонил по телефону, чтобы согласовать время прихода в квартиру сантехника, к моему удивлению, от диспетчера поступило новое требование: заплатить за отключение стояка отопления около 500 рублей.
Итого, замена батареи обошлась бы в 4700 рублей, без учёта стоимости самой батареи и ремкомпелекта. К тому же обратное подключение батареи с заполнением её горячей водой, стоит аналогично отключению.
Требование диспетчера показалось мне абсурдным, поэтому я решил заглянуть в законодательство.
Что говорит закон?
Проанализировав закон, а также изучив в интернете мнение юристов по данному вопросу, я потребовал произвести все работы в моей квартире бесплатно.
Вновь посетив ЖЭУ, я с не меньшим удивлением узнал, что работу должен выполнить не слесарь УК «Запад», которая обслуживает наш дом, а специалист подрядной организации ООО «Затюменка плюс». Здесь нужно обратить внимание на нарушение управляющей компанией «Запад» Закона РФ «О защите прав потребителей», так как договор на управление квартирой мной был заключён с указанной компанией.
Однако директор ООО «УК «Запад» не уведомил меня и других собственников квартир о заключении им самостоятельно, без согласования с нами, договора с подрядной организацией ООО «Затюменка плюс».
Впрочем, инженер предприятия-подрядчика Бурмакин А.Н. оказался компетентным и грамотным специалистом в своей области. Осмотрев отопительную систему в моей квартире, он аргументированно преподнёс своё мнение руководству предприятия, и в результате работы были выполнены бесплатно.
Не могу не отметить, что переступивший порог моей квартиры слесарь, сразу удивлённо спросил: «Как вам удалось заставить заменить батарею бесплатно?»
Хотелось бы посетителям сайта дать совет на будущее: не платить деньги по первому требованию ЖЭУ, не разобравшись досконально в ситуации. Точно так же поступайте и в поликлиниках, вообще везде, где сначала требуют «заплатить за отключение». В каждом случае нужно вникнуть в вопрос: а не обязаны ли оказать вам требуемую услугу безвозмездно?
Что касается моей ситуации… Справедливости ради должен отметить, что высший судебный орган страны – Верховный Суд России – не на нашей с вами стороне.
Так, например, определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № КАС 09-547 сделан анализ пункта 6 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 о Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме во взаимосвязи с подпунктами «д» п. 2 и п. 5 этих Правил. Согласно позиции Верховного Суда «в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.)».
Изложенное свидетельствует о том, что в своих квартирах мы должны заменять батареи отопления за свой счёт. Меня такое положение дел не удовлетворило, и я решил докопаться до истины.
В открытом доступе я нашёл письмо директора департамента ЖКХ Министерства регионального развития Российской Федерации Крайнева С.А. от 4 сентября 2007 г. № 16273-СК/07. Из письма однозначно следует, что обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир, входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Нюанс заключается в том, что управляющая организация может отключить стояк отопления только нескольких квартир, а в моём случае — всего подъезда пятиэтажного дома. В связи с отсутствием отсекателей и отдельной запорной арматуры, невозможно отключить только одну мою квартиру. Из этого логически следует, что батарея отопления в моей квартире относится к общедомовому имуществу, так как «висит» на общей трубе, а не к моему индивидуальному имуществу, поэтому должна быть заменена бесплатно.
Если батарея в предаварийном состоянии
И здесь существует ещё один нюанс, о котором необходимо помнить. Если кто-то захочет поменять чугунную батарею на новую, но более современную, эта работа оплачивается из нашего кармана. В моём случае на одной из секций батареи образовался свищ, который угрожал затоплением нежилого помещения под моей квартирой, что я вилось основанием требовать бесплатной замены.
Повторю, Андрей Бурмакин учёл все нюансы законодательства и сделал верное заключение. А если бы не сделал? Должен сказать, что сам я привык предварительно изучать законодательство по тому или иному вопросу. А как быть в подобных ситуациях гражданам без юридического образования?
Я просто уверен, что пожилые и малоимущие граждане не в состоянии отстоять свои права в подобных случаях перед такими рыночными монстрами, как управляющие компании. Они просто навязывают нам свои условия, а их работники «запрограммированы» на получение за счёт нас прибыли, а не на оказание нам качественных услуг.
Итог
При замене батареи я также потребовал установить два крана для перекрывания тепловой энергии, на что получил ответ от Бурмакина А.Н. о том, что краны, по его мнению, на сто процентов, не подлежат замене бесплатно.
Тогда я ему дал новую вводную и спросил, обязана ли управляющая компания на свои средства купить для меня новый радиатор отопления? Инженер ответил, что его компания готова купить для меня такую же, чугунную и дешевую батарею. После этого я предложил ему некоторый бартер – я приобрёл за свои деньги батарею отопления, и не буду предъявлять ООО «Затюменка плюс» к оплате счёт за её покупку. В свою очередь, компания установит мне безвозмездно два крана перекрытия в счёт стоимости батареи отопления.
Такое предложение ему показалось приемлемым, после чего установка батареи и двух кранов была произведена бесплатно.
Так что советуйтесь, спрашивайте, изучайте Закон о защите прав потребителей, кто может, ищите подсказки в интернете. В любой сфере, в любой спорной ситуации. Учитесь отстаивать свои права! Требуйте уважения к себе — рядовому российскому гражданину со стороны частных фирм, управляющих нашими домами. Одним словом, будьте бдительны. Не спешите расставаться со своими кровными, честно заработанными деньгами.
Приходилось ли вам сталкиваться с подобной ситуацией?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
В 2010 году у нас в квартире резко упал напор воды! Дом старый уже больше 50 лет стояки в нем ни когда не меняли. Пошли с соседями по стояку в жэу написали заявление на замену стояка. Через пару дней приехали слесаря из жэу и начали нас разводить на деньги! Говорят чтобы мы вам поставили современный металлопластиковый стояк надо бы вам скинуться по 3000 тысячи с квартиры и все мы вам в лучшем виде сделаем! А не хотите мы вам опять металлический сделаем и опять он у вас будет ржаветь и забиваться! Я сразу прям при слесаре набираю номер жэу и спрашиваю сколько стоит замена стояка?! На что мне инженер отвечает что это обсалютно бесплатно поскольку это общедомовой стояк! На вопрос какой стояк нам будет сделан ответ был получен что металлопластиковый т.к.другие материалы они уже давно не используют!
ПО ИТОГУ НАС ХОТЕЛИ ПОИМЕТЬ НА 9000 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ! НЕ ПЛОХО ТАК ХОТЕЛИ РАЗВЕСТИ ТРИ КВАРТИРЫ НА ДЕНЬГИ!
Я вызвала прочистить стояк, т..к не шла вода, слесарь, поковырявшись, сказал, что надо менять, менять бесплатно и,мол, они придут через 2 дня, приняли заявку. В итоге ждали все 5 квартир замены 9 месяцев. Звонила каждую неделю мастеру и каждый раз обещали на следующей неделе. Потом вообще перестали отвечать. И только после жалобы в,,Добродел,, сразу все нашлось, дай бог им здоровья!
В соседнем под, езде все скидывались по 4 тыс, а это 15 квартир, старшая по дому буквально соседей затерроризировала, призывая это сделать. У нас заменили бесплатно. Гнать в шею таких старших. Не поинтересовавшись законами, облегчила кошелек пенсионеров на такую большую сумму для них вместе со слесарями.
Что значит "старшая затеррорзировала"? Кто она такая. Чтобы терроризировать вас? Какие у неё полномочия? Просто. Люди зомбированные, которые легко поддаются её влиянию.
В заголовке, лишь только упомянут один маленький, но ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ нюанс, а именно: всё выше описанное работает, ТОЛЬКО если между стояком и батареей нет кранов. Если установлены краны, то все замены за деньги только из вашего кармана, независимо от того, есть свищ на батарее или нет. Есть кран, значит батарея не общее имущество. То-же самое касается самого крана - он ваш. И за его исправность и замену отвечаете только вы.
Абсолютно, верно. Я написал, что нет отдельного крана или отсекателя на мою квартиру. Поэтому отключается весь подъезд.
Значит, получается, что если у меня батареи чугунные установлены 60 лет назад и у них встроен кранна отсечение, который никогда и не поворачивался без риска протечки (он просто не поворачивается в принципе), то в случае прорыва батареи я несу за это ответственность? Плановые сроки установленного капремонта по замене отопительного оборудования в доме все время переносятся из-за нехватки средств и рвануть может в любой момент. А отвечать будут жильцы?
Виктор, один кран встроен или 2? Если два крана-один на подаче, а другой на обратке, то ваша батарея и краны, а, если кран один только на подаче, то это общее имущество дома. Потому что заменить батарею при закрытии только одного крана не получится, вода будет давить с обратки!
Спасибо за проявленное участие! Кран стоит скорее на обратке, таким образом, что при его возможном применении (что в принципе невозможно!) работает как бы одна секция чугунной батареи, первая от стояка, а вся остальная батарея отсекается, причем только снизу, на выходе воды. Вообщем, бред... При его запирании батарею все равно не демонтировать без полного отключения стояка. Тогда, значит, не я отвечаю?
Я читаю, что должна нести ответственность обслуживающая организация, в данном случае ещё нужно доказать, что перед приватизацией не было капремонта дома. В этом вопросе очень много нюансов. Я написал статью для того, чтобы показать, что всё не так безнадёжно.
Как вы не поймете, что обслуживающая организация вам бесплатно НИЧЕГО не должна! То,что вы просто договорились-это они пошли навстречу, чтоб закончить спор с вами. Все работы оплачиваются! Либо собственником, либо за счет средств на содержание и текущий ремонт вашего же дома. А эти средства всё равно из кармана собственников квартир. Так что делается либо из вашего кармана, либо из общего кармана всех жильцов дома.
А скажите, пожалуйста, такая ситуация: в 2016 году старая чугунная батарея (которая стояла вместо муляжа-т.е. абсолютно не грела-просто отвалилась, я по незнанию, пригласила сантехника, купила свои краны, кусок трубы из новых материалов и т.к. мне абсолютно было без разницы и воевать с жэком не хотелось за новую батарею, просто соединили вместо новой батареи куском трубы. Т.е. сделали, чтобы не глушить стояк. А теперь теплоэнерго выставляет счет, хотя у меня только часть стояка выходит из стены и моим куском трубы соединен стояк дальше. Дому у нас 200 лет двухэтажный подо мной кафе, у которого этот стояк где-то? они и сами не знают. Как теперь мне быть? Если и раньше (я живу уже 20 лет здесь) у нас не было нормального отопления и сейчас отопление отключают аж до 3 дней, мы сидим на электрическом обогреве. Дом старый, коммуникации старые - доступ перекрыт в подвал и на крышу фирмами и кафе. Центр города, а осталось всего две квартиры. Это мы поняли нас выживают?!
Если даже есть кран отключения, все равно будет общедомовое имущество. А вот если есть байпас и краны, то это собственника. Без байпаса вы отключаете других жильцов.
Алексей (Новосибирск), все правильно, но есть еще одна тонкость. Если этот кран (их должно быть два: до и после батареи, то есть должно быть обеспечено полное отключение батареи от сети) были установлены при постройке, то тогда батарея является Вашей собственностью и ее замена производится за Ваш счет, в противном случае - это общее имущество, даже в том случае, если были установлены краны.
Ещё имеет значение байпас.
Юрий Николаевич, Байеса значения не имеет. Только наличие 2-х кранов, установленных при постройке (по проекту) дома.
А вот это спорный момент, если есть кран и потекла батарея, перекрыл кран и решил проблему. Но если потёк кран который установила УК для разграничения балансовой принадлежности, придётся отключать обще домовой стояк. Итог - что после разграничения балансовой принадлежности, это твоё, а "до" это обще домовое имущество и делается УК за счёт платы за коммунальные услуги.
Это не бесплатно и.к. жильцы оплачивают услуги ЖЭУ, имеется сумма на общедомовом счёте в ЖЭУ и оплачивается работа с наценкой 10-25%
Это мы с вами знаем и понимаем, что оплачивая содержание и ремонт с капитальным ремонтом нам должны уже сделать все за эти уплаченные деньги! А многие этого не знают ну или не хотять тратить время на разборки с жэу или УК и просто платят. Я принципиально не плачу за то что положено бесплатно!
Михаил (Советск), эти работы выполяются бесплатно (они уже оплачены за счет ремонта и содержания общего имущества). Все работы внутри квартиры (замена смесителей, кранов, унитазов, розеток и т. п.) оплачиваются собственником. Но кран на вводе газа, воды, автоматический выключатель на лестничной площадке, установленный до счетчика, заменяются бесплатно, так как чвляются общим имуществом.
Все правильно, у нас например так и делается, я сделал новую проводку света и розеток в подвале, установил насосы по откачке грунтовых вод - предоставил чеки - теперь взаимозачетом квитанции нулевые пока а вот заменить двери подьезда замки с пультами решили сложиться жильцами, заказывать работу их силами дороже, а впереди ремонт подьезда, замена желобов карниза, укладка плитки во дворе, хотя капремонт в 2024 г и что под этим хитрым словом подразумевается никем не написано.
Услуги УК оплачиваются каждый месяц, а поломки случаются очень редко (в моём случае одна за 40 лет). За это время столько уплачено, что можно всю сантехнику поменять, более 500000 руб.
Не нужно было никуда обращаться. Самый простой способ решения проблемы по замене батареи-найти сантехника и договориться с ним напрямую, в том числе и о цене. Заплатив через контору сантехник ничего из этих денег не получит-всё в окладе учтено, а за наличку всё сделает как надо-так как второй раз приходить к вам и переделывать свою работу уже за бесплатно у него желание вряд ли найдётся.
Самостоятельная установка батареи, в случае порыва, грозит ответственностью за затопление нижнего этажа и будет отвечать собственник, который затопил. Установленная батарея УК и имеющие документы о её установке, в случае порыва и затопления нижней квартиры, ПОЛНОСТЬЮ НЕСЁТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ, возместив затраты на ремонт затопленной квартиры.
А какие документы требовать?
Вот у меня в 2016 году отвалившуюся не греющую батарею снимал и убирал сантехник из Дука, а вместо нее ставил кусок трубы и краны (только зачем краны я теперь поняла), а эти краны мне нафиг не нужны. А документы никто мне никакие не дал.
ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно оставлять у себя копию заявления с отметкой даты принятия заявления, фамилии и роспись принявшего заявление, о замене батареи в вашей квартире. И требовать составление акта замены, в котором пишется причина замены. Акт составляется в 2-х экземплярах с росписью представителя УК и собственника квартиры, один из которых оставляете у себя. Краны не разрешайте устанавливать. После запорного устройства, батарея будет считаться вашей собственностью и будете нести ответственность. В случае протечки батареи с актом установки, замены батареи, УК несёт ответственность.
Юлия, чек о выполненных работах с указанием стоимости!
Галина Александровна (Кулебаки), работа выполняется без оплаты - это общее имущество, какой чек?
Юлия задавала вопрос какие документы надо просить с УК, если были платные работы. Вот я и ответила.
Простите, Юля, не больно вникла, с УК надо требовать акт о выполненных работах!
И что там был указан срок гарантии на выполненные работы.
на бумаге все верно.
За деньги любой дурак сделает.
Автор статьи - молодец. На конкретном личном примере описал что надо делать и как.
Нет гарантии, что в УК есть опытный специалист, Такая работа не для любого дурака, от работы которого может чужое имущество пострадать.
Александр (Краснодар), УК несет ответственность за качество работ, а в случае затопления УК оплачивает стоимость или проводит ремонт (выше об этом уже писали). При выполнении работ по ремонту общего имущества составляется акт приемки работ (2 экземпляра), который подписывает председатель совета дома, копию акта попросите и храните.
Если конкретно, то за качественное присоединение батареи, кранов. Если уж тут про ответственность-включит ли в состав общедомового имущества УК батарею, купленную владельцем квартиры за свой счёт (с кранами, без кранов). И если по причине заводского брака батарея потекла или кран (до гарантии и после её)-кто в ответе? Найдя правильные ответы на эти вопросы тогда, наверное, "чёрных дыр" в системе ЖКХ уменьшится, а пока законодательство на этот счёт явно хромает (или УК не желают его выполнять).
Александр, наверное, у вас так, но наши слесари во многие разы завышают расценки. Сосед менял трубы в туалете, нанял бригаду, у них я спросила, сколько стоит ваша работа? 25 тыс! Я договорилась официально, сын проинструктиповался с мастером, закупил трубы (копейки!) и за все про все около 4 тыс. Но сын сам все поставил, нам только бесплатно краны поставили (тоже недорогие) , т. к. мы бы не смогли отключить воду, ключей в подвал нет. Вообщем, потратились на трубы копеечные и 2 крана по 250 руб, а батареи поставили бесплатно давно (и батареи чугунные бесплатно), такое было распоряжение мэра, но многие были недовольны, мол, батареи чугунные как то не комильфо. Мы поставили на них красивые кожухи (отражатели) и очень даже комильфо.
В том-то и дело поставят вам бесплатно то, что посчитают нужным (и то, только по распоряжению мэра-УК его не посмеет ослушаться-остальным без такого указа придётся действовать самостоятельно-а это время, (и если нет специальных знаний и опыта, как у автора темы-плюс расходы). И поставленные кожухи для камильфо вам тоже достались небесплатно плюс 4 тыс. А теперь к теме-автор за свои кровные купил хорошую батарею, а краны ему за счёт компании. Хорошая батарея по теплоотдаче стоит 8-12 тыс. в зависимости от количества секций (есть дешевле, но качество хуже и ещё вдобавок нужно будет байпас ставить (а это не дёшево), если его нет), хороший кран рублей 300. Вот и считайте остался ли автор темы при своих? И у нас как и везде-слесари со стороны дерут несомненно (если что потом случится-ищИ-их-свищИ), а свой из УК по-человечески (да и найти его потом проще). В общем кому как. В любом случае такой вопрос решаем.
Александр, а надо чтобы и отражатели мне купили бесплатно? И ни 25 т, ни 4 т, ну я же писала, сын все поставил. Только трубы и 2 крана, я и не знала, что они такие дешевые.
Это ваше личное дело-не поставите отражали, то на краску точно потратитесь. Или батареи чугунные вам уже покрашенными поставили? Тут личное дело каждого (включая разницу в затратах) - или купить биметалл хорошего дизайна и крашенный-или доделывать то, что уже поставили, не обращая на ваши вкусы.
Александр, я и покрасила, и кожухи притащила и поставила. И батарей не видно. Вы думаете, надо было отказаться? Батареи было до этого в стене, замерзли в первую же зиму.
Причём здесь отказаться? Тут разговор изначально идёт о том, насколько оскудеет карман хозяина квартиры, поменявшего батареи за бесплатно или за свой счёт, и что он за это получит-камильфо или нет. Ещё раз повторюсь-это дело каждого, а главное, чтоб потом тепло в квартире было.
Бесплатно все равно выгоднее. Платно ставят тоже без экранов (кожухов, отражателей)
С глубины своего кармана-это точно. Но в нашем доме уже больше половины поменяли чугун на биметалл, кто самостоятельно, кто нанимал со стороны (штатного сантехника у нас нет), хотя чугуну ещё стоять и стоять. Это как обои-пришло время-пора менять и денег не жалко.
Батареи меня интересуют в последнюю очередь, у меня и ванна чугунная: широкая, здоровая, на львиных лапах, слесари говорят, будете менять, мы ее заберем. Щаз! А стены сын покрасил, красиво, но долго выравнивать, штукатурить. Обои быстро и чисто, но он уперся - нет, не хочу обои! Иначе и делать не буду, мол.
О какой грамотности может идти речь - наш народ настолько инфантильный - заплатит и всё! Таких как вы единицы к сожалению, по этому мы по уши в дерьме.
Согласна. Постоянно борюсь со своей мамой и тёткой по этим вопросам. Чуть что звонят и говорят, надо деньги на то-то и на то-то. Начинаю разбираться, а в итоге то не надо вовсе. Просто развести на деньги хотели в очередной раз бедных пенсионеров. Отдельно отмечу, что основная масса, кто страдает от таких "поборов", это именно пенсионеры. А чтобы этого не происходило, надо в домах, в подъездах, в жэу вешать объявления, доски с информацией, где будет прописано все то, на что мы имеем право и какую услугу можем получить безвозмездно. А умом то мы понимаем, что этого никогда не произойдет. И касается это к сожалению не только наших квартир и домов. Вся сфера госуслуг именно так и наживается. На безграмотности населения.
Перечень бесплатных услуг вы найдёте в открытом доступе в сети Интернет. Данный перечень утверждается органами местного самоуправления.
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.
Возможно вы имели ввиду "ленивые". Но никак, то что выше написано. Людям просто иногда некогда сидеть разбираться во всех тонкостях закона. Потому и платят за все, что скажут. А у нас политика вся построена по "незнание закона не освобождает от ответственности". А начало всей неграмотности идет с середины прошлого века. Бабушки наши не могут и не знают как читать законы. Родители наши пошли по стопам бабушек и дедушек. И дети наши так же страдают. Потому что мы, родители, не можем правильно донести до наших детей всю справедливость законов. И не умение защищать свои права и обязанности.
"Незнание закона не освобождает от ответственности" - эта фраза относится лишь к области уголовного права и не может применяться в других его отраслях.
К сожалению, когда начинаю отстаивать свои права, некоторые считают неадекватным. В их понимании адекватный человек - который ничего не просит, не требует и соглашается на любые условия. У работников сферы обслуживания и ЖКХ мозги запрограммированы на однобокие действия. Мыслить шире, они не вправе.