2 непримиримых лагеря
Сейчас монастыри Афона разделились на два лагеря. Виной тому церковный раскол на Украине. Первый монастырь, который поддержал украинскую ПЦУ был Пантократор, там даже состоялась первая литургия с главой «Одесской епархии» «новой церкви Украины» Павлом Юристым.
Его поддержал настоятель монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем, которого, кстати, на Афоне считают старцем и другом другого афонского старца "папы Яниса"из Нового скита..
Третий монастырь это "сосед" русского монастыря-"Ксенофонт", который всегда был не особо приветлив к русским.
Четвертый - "Новый Эсфигмен" это самое новое образование на Афоне и его полная поддержка Константинопольского Патриарха ожидаема.
Настоящий "Эсфигмен" , на красивом черном флаге которого красуется надпись "Православие или смерть" уже давно не подчиняется Константинопольскому Патриарху и все монастыри Афона, включая и русский, считают его неканоничным и пострижения в монахи там считают недействительными.
Пятый монастырь - это единственный монастырь находящийся в центре Афона-Карее под названием Кутлумуш. От остальных монастырей там только подворья.
Кто никогда не признает существования украинской-константинопольской церкви так это, конечно русский Свято-Пантелеймонов монастырь и всегда близкий ему по духу сербский Хиландар. Вероятно с ними навсегда останутся монастырь Святого Павла Дохиар и болгарский Зограф.
Что будет дальше, покажет время, вероятно при дальнейшем давлении часть греческих афонских монастырей все же признает существование ПЦУ. Евросоюз выделяет деньги Афону, на них строят дороги и восстанавливают монастыри и "игра" с выделением средств может стать причиной дальнейшего раздела в ближайшем будущем.
Тем не менее, Афон был и остается "уделом" Богородицы и как считают жители Святой Горы расколы происходят за грехи самих же верующих людей. Вряд ли сейчас правильно, причислять признавшие ПЦУ монастыри к "еретикам" и запрещать службу с ними. Там проходят такие же службы, как и везде, по всем канонам православия. С таким же успехом, можно запретить службы в Иерусалимском Патриархате, регулярно проводящие совместные служения с Константинопольским Патриархом.
С юридической точки зрения здесь все законно.