Основные проблемы демпинга при проведении конкурсов и аукционов в частной охранной деятельности
Со дня возникновения частной охранной деятельности в Российской Федерации сформировалась и оформилась самостоятельная отрасль, регулируемая специальным законом, лицензируемая и контролируемая отдельным федеральным органом исполнительной власти – это Федеральная служба войск Росгвардии, объединяющая около миллиона работников и обладающая собственными общественными институтами – объединением работодателей, профсоюзом и саморегулируемыми организациями.
В процессе формирования кроме очевидных успехов в отрасли обозначились и собственные проблемы, которые на сегодняшний день приобрели угрожающие размеры и привели к тому, что зачастую добросовестные охранные организации стоят перед выбором прекратить свою деятельность или выживать, нарушая закон и уходя в налоговую тень.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Зачастую на рынке охранных услуг, закупаемых в интересах государственных и муниципальных заказчиков, охранные организации создают себе конкурентные преимущества за счет уклонения от уплаты налогов, нарушения лицензионных требований и норм трудового законодательства, использованию персонала без соответствующей квалификации и статуса частного охранника.
Снижая расценки, руководители охранных организаций, пытаются уложиться в оставшиеся суммы, выплачивают персоналу заработную плату официально не учтёнными в бухгалтерской отчётности предприятия наличными денежными средствами, не оформляют специалистов по охране в штат организации, не заключают с ними трудовых договоров, зачастую необоснованно применяют упрощенную систему налогообложения, уклоняясь от уплаты налога на добавленную стоимость.
Обрушивая расценки на конкурсах, снижая начальную максимальную цену контракта на 40-60% данные охранные организации не способны обеспечивать охрану объектов приемлемого уровня.
Как следует из письма Минэкономразвития РФ от 19.06.2008 N Д 05-2451 под «демпингом» понимается продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения).
Исходя из указанного Письма, демпингом признается сознательное занижение цены по сравнению с себестоимостью (издержки производства и обращения).
Такое поведение в гражданском обороте не может считаться соответствующим обычаям делового оборота и требованиям добросовестной конкуренции.
Указанные действия причиняют убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, в том числе в виде упущенной выгоды, поскольку лишают возможности хозяйствующих субъектов - конкурентов подавать приемлемые ценовые предложения.
Хотя, положения Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», регулируя конкурентную среду обращения товаров на соответствующем товарном рынке, предусматривает защиту конкуренции, в том числе путем предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции.
А также, в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Тем самым, одним из приоритетов развития гражданского оборота в целом, и сферы государственных закупок, является добросовестная ценовая конкуренция между участниками закупок.
Неоправданное снижение расценок приводит в свою очередь к неуплате установленных законом налогов и сборов, использованию персонала без соответствующей квалификации и статуса частного охранника.
Снижая расценки, руководители компаний-демпингеров, пытаясь уложиться в оставшиеся суммы выплачивают персоналу заработную плату так называемым «черным налом», не оформляют охранников в штат организации, не заключают с ними трудовых договоров, зачастую необоснованно применяют упрощенную систему налогообложения, уклоняясь от уплаты налога на добавленную стоимость.
Бюджет недополучает с собственных денег, потраченных на закупку охранных услуг, положенных отчислений в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, а также иных налоговых отчислений.
Таким образом предприятия-демпингеры наносят существенный ущерб экономике и дискредитируют частную охранную отрасль.
Такие же последствия влечет за собой и ситуация, когда организаторы торгов на закупку охранных услуг устанавливают максимальную начальную цену контракта
снижение заказчиками охранных услуг начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК) ниже расчетного уровня минимальной цены изначально ставит руководителей охранных организаций в ситуацию невозможности выплаты работникам заработной платы не ниже установленного в регионе минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) и осуществления выплат налогов и сборов в полном объеме с фонда оплаты труда в соответствующие бюджеты.
При этом в основу такого расчета закладывается безусловная обязанность работодателя выплачивать работнику, полностью отработавшему месячную норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату, в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (статьи 91, 133 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 37 Конституции Российской Федерации).
Если бы НМЦК не опускалась ниже расчетной минимальной цены, то на бюджетный рынок могли бы выйти крупные, профессиональные охранные организации, способные обеспечить высокое качество охраны. Именно такой подход позволит реально повысить уровень качества предоставляемых услуг, а также будет способствовать повышению уровня профессионализма работников частных охранных организаций.
Кроме того, приведение НМЦК в соответствии с расчетной минимальной стоимостью услуг по охране, позволит существенно нормализировать социально-экономическую обстановку в отрасли, уменьшить или полностью исключить так называемые «серые» схемы выплат заработной платы, исключить возможность получения работниками охранных организаций необоснованных социальных льгот, повысить размеры поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и внебюджетные фонды.
В настоящее время отсутствует утвержденная методика расчета начальных (максимальных) цен контрактов для размещения заказов на услуги частной охранной деятельности для государственных и муниципальных нужд.
Соответственно отсутствие утвержденной методики расчета начальных (максимальных) цен, системы борьбы с подобными нарушениями, приводит к тому, что организации-демпингеры, используя конкурентные преимущества, возникающие у них в связи с нарушением действующего законодательства РФ, активно захватывают рынок по охране объектов финансируемых за счет средств государственного и муниципального бюджетов, вытесняя законопослушные предприятия.
Таким образом, у нас получается комплексная проблема, мы ходим по кругу — охранные организации, оказывающие некачественные охранные услуги, снижают цены на рынке, а государственный заказчик, основываясь на 44-ФЗ, возвращается к предыдущим торгам и не меняет расценки.
Спасибо за интересную публикацию!
Спасибо за интересную публикацию!