Прекращение производства по делу об административном правонарушении – не основание для взыскания
Совсем недавно судебная практика шла по пути презумпции виновности должностного лица в случае прекращения производства. Иными словами, само по себе прекращение производства служило основанием для взыскания с государства убытков, в том числе на юридические услуги.
Например, гражданин не пропустил пешехода и был привлечён по ст. 12.18 КОАП РФ сотрудниками ГИБДД. Гражданин, не согласившись с этим, сослался в жалобе на недоказанность этого факта, отсутсвие видеозаписи и несогласие с протоколом. Суд поддержал указанные доводы и производство прекратил. Ранее в этом случае понесённые гражданином расходы были бы взысканы.
Но стоит обратить внимание на Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 N 80-КГ 19-2.
Гражданин обратился в суд, чтобы взыскать убытки, причиненные незаконным привлечением к административной ответственности. Дело в том, что его хотели “оштрафовать”, но суд “прекратил производство” - отсутствовал состав правонарушения. Первые две инстанции частично “удовлетворили его требование”. ВС РФ с этим “не согласился” и указал на ошибки.
Убытки можно взыскать “при наличии определенных условий”. В частности, должны быть установлены вина лица и причинно-следственная связь между наступившими последствиями и противоправным поведением. Постановление суда о прекращении производства еще не основание для взыскания. Такое постановление “не говорит” о том, что орган, вынесший протокол об административном правонарушении, действовал противоправно.
Действительно, должностное лицо может все сделать правильно, но к ответственности не привлекут по другим причинам.
Необходимо ли взыскание с государства убытков ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Я просто знаю, что стоит за фразой - частично виновен...
Изложено совсем мутно. Производство по делу в итоге может быть окончено либо постановлением (тогда законно привлекли к ответственности), либо прекращено (ранее возбужденное), и прекращение так же законно. Подчеркну - В ИТОГЕ! Отсюда следует, что если по ходу производства сначала вынесено постановление об административном правонарушении, а вышестоящая инстанция его отменила, то данное (отменённое) постановление вынесено незаконно (иначе просто нет оснований для его отмены). Далее, если дело (законно) прекращено, то привлекаемое лицо невиновно (в силу презумпции невиновности) и требования по возмещению ему должны удовлетворить. За чей счёт - другой вопрос. ВСЁ! Только так по закону. Автор, поясните как кто-то в рамках закона может "выскользнуть" из этой схемы? Вы "незаметно" использовали (подменили) в своем рассказе термин на "протокол", может быть?
Для народа подчеркну: по протоколу ответственность не наступает (только дело возбуждается); ответственность (и наказание) - по постановлению (в суде - по решению).
Данная статья основывается на новой правовой позиции Верховного Суда по взысканию убытков (в том числе, оплата услуг представителя) с РФ. Поэтому теперь закон толкуется иначе (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 N 80-КГ 19-2. ). Отмечу, что предыдущая практика выглядит, на мой взгляд, более справедливой.