Прокурорская проверка в Обществе с ограниченной ответственностью
Прокурорская проверка в Обществе с ограниченной ответственностью
Правомерность проведения прокурорской проверки в Обществе с ограниченной ответственностью. Цель проверки-осуществление прокурорского надзора в соответствии со ст. 21,22 Федерального закона от 17.01.1992 г.№2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Основание проверки _п.___.решения коллегии прокуратуры № области «Об итогах работы органов прокуратуры за первое полугодие 20__г. и задачах по обеспечению законности и правопорядка на второе полугодие 20__г. от 20__г.. Предмет проверки - соблюдение бюджетного законодательства при реализации государственных (в том числе региональных), муниципальных программ в сфере развития сельского хозяйства.
ОТВЕТ:
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Одной из основных составляющих прокурорского надзора является проведение плановых и внеплановых проверок предпринимателей. Так, в Приказе Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" (далее - Приказ Генпрокуратуры N 53) отмечено, что при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органы прокуратуры должны:
-сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов контролирующими и иными уполномоченными органами, а также пресекать их действия, выходящие за пределы установленных полномочий, принять меры к предотвращению фактов дублирования контрольных действий и использования проверок для оказания административного давления на предпринимателей.
Эта норма нашла отражение в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно п. 5 ст. 3 Закона N 294-ФЗ одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля является недопустимость проводимых в отношении одного предпринимателя несколькими органами контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований.
Особо следует обратить внимание на то, что прокуратура осуществляет учет всех проверок, проводимых уполномоченными государственными органами, выполняющими надзорные и контрольные функции в различных сферах. Следовательно, при наличии нескольких проверок одного предпринимателя прокуратура обязана учитывать количество проведенных проверок и возможность истребования документов в случае, если проверки касаются одного и того же обязательного требования.
Проверки предпринимателей, проведенные с нарушением установленных Законом требований к их организации и проведению, не могут и не должны повлечь каких-либо правовых последствий для проверяемых лиц. Данные выводы можно сделать на том основании, что результаты таких проверок не могут являться доказательствами нарушения проверяемым лицом требований законодательства. А если нет доказательств, то нет и нарушений.
Согласно ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом контроля с грубым нарушением требований закона, не только не могут являться доказательствами нарушения предпринимателем обязательных требований, но и подлежат отмене вышестоящим органом или судом. Таким образом, любой предприниматель может обратиться с заявлением о признании проверки недействительной при наличии таких грубых нарушений Закона, как:
-отсутствие оснований проведения плановой проверки (проверка проводится не чаще чем 1 раз в 3 года на основании разрабатываемых органами контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов).
Таким образом, чтобы проверка была правомерной, с момента создания юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя должно пройти не менее 3 лет. А в случае, если предприниматель осуществляет хозяйственную деятельность на рынке давно, проверка в отношении его возможна только по истечении 3 лет со дня проведения последней плановой проверки такого лица.
Порядок формирования плана определен Приказом Генпрокуратуры РФ от 11.08.2010 N 313 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Согласно данному Приказу органы прокуратуры должны представлять проекты планов ежегодно до 1 ноября, которые, в свою очередь, подлежат обязательному размещению на собственных официальных сайтах прокуратур в сети Интернет. Например, в Саратовской области такая информация размещена на сайте прокуратуры Саратовской области (www.sarprok.ru) в разделе "Планы проверок контролирующих органов на 2013 год". И любой предприниматель может заблаговременно получить информацию о том, когда и какой контролирующий орган придет его проверять.
-нарушение сроков уведомления проведения плановой проверки предпринимателя (не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения) или нарушение сроков уведомления проведения внеплановой проверки предпринимателя (не менее чем за 24 часа до начала ее проведения);
-отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, а именно обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.д.
Проверка может иметь как документарный, так и выездной характер. Документарная проверка ограничивается запросом необходимых документов у предпринимателей. Выездная предполагает наличие каких-либо веских оснований для ее проведения, которые невозможно проверить при документарной проверке, то есть требуется обязательный выезд (например, при наличии угрозы причинения вреда гражданам в результате осуществления деятельности предпринимателем).
Если при проведении документарной проверки у органов прокуратуры возникнут сомнения в достоверности представленных на проверку документов, должностное лицо прокуратуры вправе принять решение о проведении выездной проверки.
Основания проведения внеплановой выездной проверки отсутствуют в случаях, когда обращения не позволяют установить лицо, обратившееся в орган контроля. Таким образом, проверки не могут проводиться по анонимным жалобам;
-проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органов прокуратуры;
-требование документов, не относящихся к предмету проверки;
-превышение установленных сроков проведения проверки;
-непредставление акта проверки;
-затягивание сроков проведения проверочных мероприятий.
Срок проведения проверки любого вида не может превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). Еще меньший срок предусмотрен для субъектов малого предпринимательства. Необходимо отметить, что закон разрешает продление сроков проверки на основании мотивированных предложений должностных лиц органа контроля.
Такие выводы подтверждаются и сложившейся судебной практикой. Так, в Постановлении от 12.04.2010 по делу N А 06-7482/2009 ФАС ПО пришел к выводу, что продление срока проведения проверки не основано на требованиях закона и управление нарушило срок проведения проверки в связи с тем, что изучение документов, представленных для проверки, не входит в перечень исключительных случаев, дающих основание для продления срока проведения проверки.
Проверки должны быть обоснованы. Принцип обоснованности проведения проверок исполнения законов - это такое основополагающее начало, в силу которого органы прокуратуры проводят проверки исполнения законов лишь на основании поступивших сведений о фактах нарушения законов, требующих вмешательства прокуратуры. Данный принцип характерен лишь для института надзора за исполнением законов.
Содержание самого принципа регламентировано действующим законодательством. Пункт 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прямо указывает на то, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Осуществление прокурором полномочий по исполнению законов предполагает наличие повода, оснований и условий.
Поводом следует считать факт поступления материалов в прокуратуру.
Основаниями являются сведения о фактах нарушения законов.
Однако, в качестве оснований рассматриваются не все сведения о фактах нарушения закона, а лишь те, которые требуют принятия мер прокурором, что является условием осуществления прокурором своих полномочий по исполнению законов.
Указанное ограничение касается только надзора за исполнением законов и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (гл. 2 и 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). Регламентированные законом средства выявления правонарушения органы прокуратуры могут использовать лишь в случае, если в органы прокуратуры поступила информация о фактах нарушения законов, требующих принятия прокурором соответствующих мер. Это могут быть письменные и устные обращения граждан, сообщения в средствах массовой информации, пресса, радио, телевидение, сведения, черпаемые из аналитических данных, например, обобщения состояния законности в регионе, статистические данные о преступлениях и правонарушениях и т.д.
Данный принцип имеет большое практическое значение. Его требования непосредственно влияют на осуществление прокурорского надзора за исполнением законов. Приведенное основное руководящее начало обусловливает целый ряд присущих органам прокуратуры положений, каждое из которых должно быть закреплено в конкретной правовой норме действующего законодательства о прокуратуре, а не только в ведомственных актах. Например, перечень обращений, которые подлежат проверке, необходимые реквизиты данных обращений, факты, дающие основания для вмешательства органов прокуратуры, поднадзорность органам прокуратуры проверяемого субъекта, вид и характер правонарушения и т.д. Принцип обоснованности определяет основания для проведения проверок органами прокуратуры. Данными основаниями являются сведения о нарушении законов. Однако не любые сведения о нарушении законов являются основаниями для проверки органов прокуратуры, а лишь те, которые требуют вмешательства органов прокуратуры и принятия прокурором соответствующих мер. Например, поступление в прокуратуру сведений о совершении должностным лицом одного дисциплинарного проступка, регламентированного законодательством о труде, вряд ли является основанием для проведения прокуратурой проверки. Но если в органы прокуратуры поступают сведения о систематическом нарушении законодательства о труде на поднадзорном предприятии, организации, в коммерческой структуре, то это будет прямым основанием для проведения прокурорской проверки.
Между тем, Верховный Суд Российской Федерации от 12 февраля 2016 г. N 304 АД 15-19173 в своем Постановлении отметил, что «Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 Постановления от 17.02.2015 N 2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках. С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях. Таким образом, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке».
Исходя из вышеизложенного, проверки проводятся лишь на основании поступивших сведений о фактах нарушения законов, требующих вмешательства. Сведения о фактах нарушении закона могут быть получены на основании обращений граждан, организаций, контрольных органов и др.-так называемый инцидентный порядок либо на основании материалов полученных, самостоятельно со стороны органов прокуратуры в установленном законом порядке - так называемый инициативный порядок. И в том и другом случае, главным является наличие фактов о нарушении законов, отличие состоит лишь в порядке получения материалов о фактах нарушении законов: согласно инцидентному порядку это обращения в органы прокуратуры, а в соответствии с инициативным порядком это самостоятельные, законные действия органов прокуратуры по получению материалов о фактах нарушении законов. Отсутствие указанных в законе оснований делает недопустимым совершение прокурором проверочных действий.
Таким образом, проверки проводятся лишь на основании поступивших сведений о фактах нарушения законов, требующих вмешательства. Отсутствие указанных в законе оснований делает недопустимым совершение прокурором проверочных действий. Исходя из вышеизложенного, Вы можете обжаловать действия прокуратуры вышестоящему прокурору либо в суд.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: