Лекции в университетах: необходимость или пережиток прошлого?
В современной российской системе высшего образования существует немало проблем. Одним из ключевых вопросов последних лет является вопрос о полезности такой формы преподавания, как лекции. Насколько они полезны и актуальны для студентов в 21 веке?
Передача информации при помощи лекций является одной из старейших форм обучения в высших учебных заведениях. В годы отсутствия большого количества источников достоверной информации в открытом доступе, различных учебных материалов и копировальной техники, грамотно составленные лекции преподавателей были крайне важным элементом в процессе получения образования. Но так ли необходимы они сейчас?
Бытует мнение, что благодаря развитию современных технологий (в первую очередь, сети Интернет) большинство информации, предоставляемой на лекциях, можно без труда найти в открытом доступе, а соответственно, лекционная форма обучения теряет свою актуальность. Кроме того, как правило, лекции являются потоковыми, то есть в аудитории присутствует немалое количество студентов. В таких условиях лектору тяжело удерживать внимание аудитории, а каждого конкретного студента отвлекают однокурсники, соответственно, информация не усваивается должным образом. Что уж говорить о бесполезности лекций в тех ситуациях, когда их проводит некомпетентный или попросту не обладающий ораторским талантом преподаватель. Также, зачастую на лекционных занятиях отсутствует диалог между преподавателем и студентами, наблюдается лишь механическое конспектирование материала, что также не способствует его усвоению.
Таким образом, по мнению многих студентов, учебные часы, отведенные на лекции, было бы разумнее тратить, к примеру, на большее количество семинарских занятий или же на какую-либо практическую деятельность. Естественно, говорить о полной отмене лекционных занятий пока не приходится, так как им сложно найти достойную альтернативу, но вопрос о сокращении лекционных часов остается открытым.
Что вы думаете по этому поводу, уважаемые коллеги?
Нужны ли лекции в университетах?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Вопрос о полезности лекций всегда меня ставил в тупик.
==Отсутствует диалог==
Очень похоже на проповеди в церквях. Но, это вопрос культуры (запиши вопрос, подумай, задай на семинаре). Потом, существуют вопросы после лекции...
Тащился на лекциях Фейнмана, С.П. Капицы, С.М. Никольского, Гусятникова, Козела, Овчинкина, Иванова (все шестеро МФТИ). Хотя, в основном, работал с учебниками. Считаю необходимым записывать лекции и выставлять их бесплатно в Интернете.
И, не дай Бог, оптимизировать эту сферу!
==Информация не усваивается на лекции==
Информация усваивается при неспешном её обдумывании, при опоре на вехи, данные в лекции или учебнике.
Но есть преподаватели, которые так объяснят тему, что запомнишь и поймёшь на всю жизнь. И будет легко и интересно. Есть люди, которые имеют ДАР понятно объяснять. Счастье, если встретишь таких преподавателей в жизни.
Лекции в системе образования и их необходимость, проверены временем, не имеет смысла что то менять, тем более сейчас.
Лично для меня - лекции абсолютно не нужны. Я не ходила, а переписывала. Обсуждение, это то, что нужно. Тогда есть активный диалог и запоминается на всю жизнь.
Как правило, хороший педагог не читает лекции, а даёт литературу для ознакомления.
Лекции нужны в современных реалиях. На занятиях приходится использовать различные методы и формы обучения. И на лекции можно не просто читать монотонно, но и беседовать и пр. Сейчас обучаются в ВУЗе жертвы ЕГЭ, у которые в большинстве своём не могут грамотно заняться поиском нужной информации, слабо развито мышление, анализ и логика. Во время лекции можно хоть как-то подправить это положение. И на лекции дается база, далее обучающийся может дополнить свой багаж за счет самостоятельной работы.