Запугивание школами учеников и родителей: мифы или реальность?
В своей прошлойстатье о чрезмерности требований школ к внешнему виду и одежде школьников я рассказывал о том, что во многих случаях администрации школ в своих требованиях доходят до абсурда.
Поскольку многие ученики и их родители понимают абсурдность требований школ, то прекращают их исполнять; ученики приходят в школу одетыми и ухоженными в соответствии с собственным стилем.
Я также рассказал о том, что в ряде случаев школа имеет право вызвать представителей правоохранительных органов, либо дисциплинарно наказать школьника. Разумные родители опять же понимают, что не допустить школьника до занятий не имеют права ни в каком случае; снизить оценки за успеваемость также не имеют права; а дисциплинарные взыскания типа выговора не сыграют никакой важной роли в дальнейшей судьбе ученика.
И тогда школа, желая показать свой «административный восторг», начинает использовать «страшилки» («пугалки»), которые я и постараюсь развенчать ниже.
«Заявим в опеку»
Если ребенок живет в человеческих условиях, имеет крышу над головой, нормальное питание и любящих родителей – беспокоиться не о чем.
В орган опеки направить сообщение школа, конечно, имеет право. Но вряд ли орган опеки будет всерьез заниматься рассмотрением данного заявления. Да, инспектору органа опеки придется прийти и доставить родителям несколько неприятных моментов: получить объяснение родителей о том, что у ребенка все необходимое есть, и провести беглый осмотр жилищных условий.
Обычно на этом все и заканчивается.
Если ваша семья ютится вшестером в двухкомнатной квартире, бояться не стоит. Наоборот, будет шанс обратиться в администрацию поселения с заявлением об улучшении жилищных условий и подключить орган опеки. Опека, в свою очередь, не будет рада такому «подключению», а потому не будет придираться. Директор же школы, в свою очередь, как раз получит «нагоняй» за то, что «заставил работать» бедных сотрудников органа опеки с маленькой зарплатой.
Поэтому если родители – не алкоголики, не наркоманы, не «лица легкого поведения» и не страдают психическим заболеванием, у них нет оснований бояться органа опеки.
«Поставим на учет в ПДН»
Постановка на профилактический учет несовершеннолетних осуществляется в строгих рамках закона, которые определены пунктом 49 Приказа МВД РФ № 845. Эти случаи следующие:
- употребление наркотиков, психотропов или алкоголя;
- совершение административного правонарушения
- бродяжничество и попрошайничество;
- совершение проступка, который ввиду малого возраста ребенка не подлежит уголовному наказанию.
Ни в каком другом случае поставить ребенка на учет в полиции не могут, и инспектор ПДН не будет тратить своего времени на ребенка, вся вина которого заключается в отсутствии школьной формы или ношении джинсов.
«Исключим из школы»
Исключить ученика из школы можно только по тем основаниям, которые закреплены в статье 61 закона об образовании:
- по желанию родителей школьника (либо самого школьника, если он уже совершеннолетний);
- если ребенок не справляется со школьной программой и только в случае, если ему уже есть 15 лет;
- по объективным причинам (например, ликвидация школы).
Перечень этот является закрытым, и такого основания, как несоответствие внешнего вида требованиям школы, нет.
«Объявим выговор и занесем его в личное дело»
На этот счет я могу ответить только одно: «Пожалуйста, объявляйте». За выговоры нельзя исключить из школы, нельзя снизить оценки.
Полученные в школе выговоры никак не влияют на дальнейшую судьбу школьника: на допуск к ЕГЭ или получение аттестата; на поступление в вуз или трудоустройство.
Характеристика из школы, в которой могли бы быть отражены выговоры, в настоящее время также никуда не требуется.
Поэтому что такое выговор? Это запись в школьном дневнике, который по окончании учебного года будет, скорее всего, выброшен в мусор или сдан в макулатуру, а также запись в личном деле, которая никак не повлияет на получение ребенком аттестата, а после получения аттестата будет пылиться в архиве и никому не потребуется.
«Отправим в коррекционную школу»
Закон об образовании не содержит оснований для принудительного перевода ребенка в коррекционную школу или коррекционный класс. Решение о таком переводе могут принять только родители.
Также для принятия решения о переводе ребенка в коррекционные класс или школу требуется заключение психолого-медицинской педагогической комиссии (ПМПК), деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки РФ № 1082 от 20 сентября 2013 года.
На основании названного Приказа, школа имеет право лишь рекомендовать ПМПК родителям, при этом:
- родители имеют полное право не согласиться с рекомендациями школы пройти ПМПК или даже проигнорировать их;
- представители школы и члены ПМПК не должны озвучивать ни рекомендации пройти ПМПК, ни результатов ПМПК в присутствии детей (пункт 21 Приказа);
- заключение ПМПК носит лишь рекомендательный характер (пункт 23 Приказа), родители имеют право его не исполнять или с ним не согласиться.
«Проработаем на педсовете»
На педсовете вам и вашему ребенку достаточно «показать зубы», т.е. продемонстрировать то, что вы не боитесь постоять за свои права. Вы можете привести такие доводы, как:
- «школьная форма доставляет ребенку неудобства (колется, «кусается», ребенок в ней мерзнет или потеет, и т.п.»;
- «установив такие требования к одежде и внешнему виду, вы нарушили требования закона об образовании, обязаны были спросить и учесть наше мнение»;
- «может быть, ребенок выглядит неформально, но на его успеваемость это не влияет»;
- «вы не думаете, что когда девочка (девушка) хорошо выглядит и ухаживает за собой, то в ее голове остается больше места для того, чтобы думать об учебе, поскольку ее не заботят мысли о своем внешнем виде»?
Думаю, заседание педсовета будет для вашего ребенка первым и последним. Несколько неприятных моментов обеспечат полное спокойствие в оставшиеся годы учебы.
Хочу отметить, что автор статьи в школе сам был далеко не ангелом и относился как раз к той категории, которую во многих школах не любят: человеком со своим мнением и знанием своих прав. Именно эти черты помогли автору успешно окончить школу в «лихие 90-е». Именно они помогают автору статьи защищать права своих клиентов в настоящее время.
Введена ли школьная форма в школе, где учатся ваши дети?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
А жаль... Это хотя бы чуть-чуть заставляло школьников задумываться.
Задумываться о чем?
Не расстраивайтесь заранее, видимо в этом вопросе автор дилетант. При прохождении спец проверки ФСБ обязательно потребуют, и опытные учителя это знают, так как не раз составляли характеристики своим бывшим ученикам, даже спустя 15 лет после окончания ими школы. Эту характеристику требуют даже при поступлении на службу в погранвойска, может быть конечно не по всей стране, но по ЮФО точно, а уж если ваш отпрыск захочет в САМУ контору, то тут уж точно всё что можно проверят. Конечно же (где живем все помним) это не относится к детишкам правильных родителей, ну из той же конторы...
Абсолютно верно.
Такого ребенка вырастить чтобы захотел в "саму контору"...
Характеристика нужна ещё и при оформлении целевого направления в вуз.
Характеристику еще запрашивает военкомат. А вообще практически все страшилки не имеют никакого эффекта и ученики об этом знают. У учителя нет никакого механизма для дисциплинарного воздействия на ученика. А вот есть ли механизмы защиты учителя от грубости и хамства со стороны учеников, их родителей. Законы защищают ученика, а какие законы защищают учителя?
Безусловно, перегибы бывают. Но со своей стороны хочется добавить, что и родители должны больше следить за воспитанием детей, поскольку в последнее время школьники явно злоупотребляют безнаказанностью. Недавно инцидент был в белорусской школе, когда ученик довел учителя, в итоге учителя уволили, но вмешался Лукашенко и велел вернуть учителя назад (если кому интересно загуглите, это в гомельской школе недавно совсем было).
Мне кажется, такое поведение школьников провоцируют именно запреты и перегибы.
Мне довелось учиться в двух разных школах одного города: первая - со сплошными запретами, более напоминавшая концлагерь, вторая - демократичная.
Так в первой школе и ученики только и искали момент, чтобы "подколоть" учителей, а во второй - дружили с учителями.
У меня сын учился в такой школе, как тюрьма больше ни чего не добавишь🤦♀️
Почему ж в другую не перейдете?
Ну им же теперь разрешили писать доносы на учителей. Во что превратится это поколение? Неизвестно.
На учителей, не обладающих "административным восторгом" доноса никто не напишет.
Нынешнее поколение за каждую честно заработаную двойку родителям жалуются, а те, не разобравшись в ситуации, сразу в министерство жалобы строчат. Так что не надейтесь, пишут только так...
У меня бабушка так раньше про нас говорила, мне 50если что.
Конечно, сейчас школьники злоупотребляют безнаказанностью. Тем более, что по ТВ и интернету столько примеров для подражания - прямо пособие для юных неокрепших умов. Для детей не бывает рекомендаций - есть руководство к действию. А старшее поколение плохо понимает, что само себе роет яму, обучая по всякому поводу строчить жалобы вместо человеческого общения с примирением сторон. Где-то там наверху так, видимо, потихоньку готовят к новому для нас образу жизни - абсолютной законопослушности, бессловесности и кастовости. Если введут обязательную чипизацию, доносы уже не потребуются - все можно будет отслеживать он-лайн...
Очень жаль, что он закрыт. В итоге откровенно неадекватных "особенных детей", постоянно срывающих уроки и тиранящих других учеников приходится терпеть. Это я уже не про форму, как вы догадались. При этом учителя можно уволить просто потому, что его фото не понравилось какой-то дуре-мамаше.
Умного учителя (или вовремя обратившегося к юристу) не так то просто уволить.
А про "тиранов-учеников" статью напишем, с ними тоже бороться можно.
Будем ждать. С нетерпением.
Вот это (про борьбу с тиранами-учениками) очень интересно! У знакомой дочке во втором классе одноклассник сотрясение устроил, ко всему классу и к учителям задирается, вещи одноклассникам портит, а мамаша у него такая же, в ответ всем "это вы его спровоцировали, это вы все сговорились", и куда только они не писали, никто связываться не хочет. Нет управы, кто может, переводится в другие классы/школы, кто не может – терпит, а этому с его мамашей всё ни по чём.
И другая ситуация - девочка из неблагополучной семьи, воспитываемая бабушкой, в туалете отстригла волосы однокласснице, а другая снимала это на телефон, однако мама пострадавшей не верит, что кто-либо всерьёз будет заниматься этой ситуацией, и что вообще возможно найти управу на таких детей с такими родителями.
Так что с нетерпением ждём публикации с разбором действий в таких ситуациях!
У нас в одной из школ после ЕГЭ остались видеокамеры. На общешкольном родительском собрании было принято решение оборудовать камерами все помещения школы: классы, коридоры, столовую, кухню, спортзал и т.д. Милое дело! 99% конфликтных ситуаций было разрешено: на общем родительском собрании (вместе с учениками) показали несколько виде как один ученик задирает других на уроках и переменах - перевелся в другую школу; показали как один хам ведет себя с учителями на уроках - как бабка отшептала (наверно родители объяснили); один сломал диван и свалил на другого - посмотрели видео и папа первого (вместе с ним) отремонтировал три дивана; четыре ученика получили пищевое отравление и сказали, что питались в столовой - родители написали жалобу и в школу приехали проверяющие выносить всем мозг. Посмотрели видео - ученики в тот день вообще в столовой не питались, а как выяснилось покупали "смаки" в ларьке возле школы (ими и траванулись, а т.к. родители запретили покупать всякую хрень в ларьках, испугались и свалили все на школу)! Вот и все! И таких примеров очень много! При этом ни какого вторжения в личную жизнь учеников и учителей нет! Общешкольная безопасность!
Очень бы хотелось эту статью увидеть.
Но учтите, что учитель не сам борется с такими учениками, а через администрацию. А вот администрация вовсе не заитересована в решительных действиях. Это ведь напрягаться надо, беседы с самодурами-родителями проводить, на их жалобы отвечать. Проверки Отдела Образования, спровоцированные этими же родителями, выдерживать. Зачем такой геморрой? Проще "наехать" на учителя, обвинить его в некомпетентности (дескать, не умеет держать дисциплину, не реализовал к ребенку индивидуальный подход, вовремя не сигнализировал о проблеме, не нашел общего языка с родителями и т.д.). С одним учителем справиться проще, чем с проверками и жалобами. Ставьте "3", Марьванна, не обращайте внимания, мы не имеем права - вот те ответы, которые учитель получает от администрации чаще всего.
Так что, если Ваша статья будет о правах, то это будет статья ни о чем. Нужно учесть, что может сделать учитель сам, без администрации или вопреки ей.
Неправда на счёт бездействия администрации школы. Могу то же сказать и про учителей. Чуть что- хватают и тащат к завучу на разборку. В сами как педагоги что сделали? Оставили поговорить, пригласили родителей, посетили семью? Нет. Зачем? Есть же завуч- цепной пес- все решит.
От учителя зависит-сорвет ли у него урок ученик. В нашей школе есть четыре учителя, у которых ученик-самодур, будет сидеть, как мышь, а у других, как хотят... Как учитель поставил себя, такое отношение он и получит, н.
Авторитет учителя-это прекрасно, но хотелось бы еще какого-то законодательного урегулирования. Чтобы дети и родители знали, что такие выходки не останутся безнаказанными.
Родители и так знают, что они в ответе за своё чадо, им не хочется краснеть за свои ляпы в воспитании, но,я знаю много семей в которых мама работает по 12 часов в день, хочет всего хорошего для ребенка, но не может разорваться: нужны деньги, чтобы выжить.. и должное воспитание плавно уступает денежному вопросу, ведь без денег никуда, вот и получается замкнутый круг. Нужно создать такой закон, чтобы всё пришло в равновесие, уважение, согласие. Раньше мы,будучи школьниками (80-е),никаких прав не имели, нам их не озвучивали, а при виде учителя некоторые аж трепетали. А сегодня трепещут дети при виде даже самого директора? Вот, и я про тоже. Нам сверху навязали такую схему, вот мы и маямся-кто виноват: учитель, ученик или родители? А может наши законы?
Значит, Вы еще с неадекватными детьми не сталкивались.
Значит, Вы, Татьяна, еще с неадекватными детьми не сталкивались.
Есть дети с настолько неустойчивой нервной системой или настолько подлые, что либо не могут концентрировать внимание на чем-либо дольше 1 минуты и начинают бегать по классу, мычать, выть, толкать одноклассников и т.д., либо целью посещения урока является "приколоться" над училкой, чтобы заработать дешевую популярность у одноклассников.
С такими вот и приходится бороться разными мерами. Но по закону, ученика нельзя исключить из школы за подобное поведение, а родители их не забирают, т.к. считают, что это не их проблема:
. именно это они и отвечают на претензии к воспитанию их ребенка.Ольга, я,соглашусь, что истинных неадекватов я не видела. У меня сын в 11 классе учится, а дочь преподает английский язык, так вот она говорит тоже самое, что и Вы...и иногда у нас бывают разногласия.-школа-родители-дети. Почему то сейчас детям зачитывают их права, которые до абсурда нелепы. Ребенок имеет прав больше, чем учитель. Сеют смуту в неокрепших мозгах ребенка, склоняя его ко вседозволенности. Зачем? Думайте сами. Никаких идеалов в нашем обществе уже нет, так что ещё придумают"умные"тети и дяди, сидящие в мин. образовании, чтобы до конца развратить детей и сделать из них тупых марионеток во славу демократии и лояльности. Кому это надо? Мне вот не надо...
1. Это надо родителям, большинство которых родились и взрослели в те лихие 90-е, когда образование в стране переживало кризис (впрочем, как и вся страна) и сложилось определенное отношение к образованию у тех людей, кто сам его не имеет (я не про аттестат или диплом), но успешно научился торговать или завел небольшой бизнес. А когда у нас провозгласили, что образование - это услуга, то для этих людей все стало понятно: их обслуживают, им должны, они-клиенты, которые всегда правы. Отсюда и отношение к знаниям и отношение к учителю как к обслуге.
2. Это надо руководителям определенного склада, т.к. они выполняют функцию управления обслуживанием родителей, организовывая для этого учителей. А т.к. должности директора школы и заведующих Отделами Образования довольно "хлебные", то плохого обслуживания быть не должно. Учитель должен правильно обслужить, чтобы директор отчитался наверх: "все в порядке, дети и родители счастливы".
3. Это надо нашему государству, которое позакрывало все коррекционные школы, "распихав" неадекватных детей по обычным и сэкономив огромные деньги на зарплатах учителей и содержании спецшкол. Теперь только родители решают, сообщать о диагнозе школе или нет, проходить комиссию или нет, отдавать ребенка в спец школу или нет. Но в случае чего, отвечает за все учитель. Называется это инклюзивное образование.
И до тех пор, пока не изменится позиция "образование - это услуга", не изменятся и отношения школа-родители-дети.
Молодец, Ольга! Всё верно, без эмоций сказано, грамотно, но так грустно... ведь опять же все дорожки ведут к деньгам, а от этого на душе тревожно: неужели впереди бездна и о душе уже стыдно думать? Всё затмила одна лишь нажива? В этом весь смысл?
Получается, что так.
Обратите внимание, что то же самое происходит и в медицине и в полиции и в других структурах. Эти законы приводят к тому, что все службы, связанные с работой с людьми, медленно разрушаются. Но сколько не кричи, наше правительство не отменяет сути этих изменений, а только добавляет все новые законы, которые усугубляют ситуацию (пенсионный возраст подняли, налог на фрилансеров, ужесточение штрафных санкций по многим позициям, изменения в судебном производстве и т.д.).
Вы лично верите, что эти единообразные изменения случайны?
Я нет.
Да, такое сложилось ощущение, что в мире все оглохли, разучились думать и слышать друг друга, а, самое главное, разучились сочувствовать и не желают думать, что же в нашей жизни изменилось, ссылаясь на занятость... некоторым действительно некогда, потому что работают по двое суток, некоторые по 12 часов 6 дней в неделю, как будто кто-то специально загоняет людей в эту кабалу и все только и думают, как бы побольше заработать. У них и сил то нет подумать, что за законы такие нами управляют.
Совершенно с Вами согласен. Учитель учителю рознь. Есть с большой буквы Педагог. А есть Аффтаритеттные тётки училки.
Кто обзывается тот сам так и называется. В. В. Путин.
Есть показательные школы и там есть Дресс Код и положенная форма. А есть просто что ходят у кого что есть или в чем придется. Сама суть школы черпание знаний самое главное. Чтобы учился человек. А остальное считаю второстепенным.
Вот именно - школа предназначена для получения знаний. Если ученик знания получает, то как он выглядит - не имеет значения.
Но и я того-же мнения. Главное успехи в учебе.
Не скажите! Конечно, до абсурда нельзя доходить, но форма дисциплинирует. Представьте, разрешить ходить, кто в чем хочет. Материальное положение у всех разное, это будет демонстрация моды и возможностей родителей. О какой учебе тут можно говорить? Форма в разумных пределах помогает поддержать дисциплину, уж поверьте, 31 год работаю в школе.
Ха, только формы сейчас единой нет. И кто то купит одну деталь за 5000 р, а кто то за 1500, и поверьте вид и качество будет очень разное, и глаза бросаться ещё сильнее, чем обычные джинсы. Так же есть гаджеты, обувь, парты ели, фото в соцсетях. И форма не сотрёт соц. Неравенство никак.
А нашей школе учителя говорят, что мы,родители, должны своих детей учить, а они, только каркас должны преподнести ученикам. Про форму, что говорить... это несущественно... важно, что учителя оскудели умом и не желают дать детям знаний, они только и говорят, как мало получают и какие гадкие дети и их родители.
О каком качественном обучении может идти речь! Количество школьных предметов увеличивается с каждым годом, но при этом максимальное допустимое количество часов по предмету остается прежним! Откуда взять часы на новые предметы? На шахматы, на второй иностранный язык? И многие другие? Есть определенное допустимое количество уроков в день. И приходится урезать математику что бы выделить часы для гребаных шахмат, или урезать литературу для второго иностранного языка! В соседней школе посчитали все предметы по состоянию на сегодняшний момент которые проходят дети в школе - 31 предмет! ТРИДЦАТЬ ОДИН! Я окончил ВУЗ (гуманитарный) - 36 предметов!
Зато Вы их до гробовой доски будете помнить, эти ваши,36 предметов из Вуза, а ребятки наши только перешагнут школу после последнего звонка, и тут же всё забудут, потому что не реально всё запомнить за такой короткий срок. Сейчас обучение происходит галопом по Европе, всё быстро, быстро, сами понимаете, где быстро,-там некачественно, делается это нарошно, чтобы детки ничего не отображали. В нашей школе учителя некоторые, называют детей дебилами тоже некоторых, хотя оскорбления запрещены, но у нас та страна, где законы созданы для того, чтобы их нарушать.
Имеет! Если 15-17-ти летняя девушка приходит в декольте или мини-юбке, то как Вы думаете, о чем будут думать половозрелые юнцы 15-17 лет на уроке? Как им науки превзойти? Вряд ли! Скорее всего, будут думать, как эту девицу раздеть.
Ну это уже вопрос воспитания и адекватности.
Чьего воспитания? Девицы или юнцов?
Думать ведь не запретишь...
Конечно не имеет, например в трусах (иногда их тоже называют шортами) ходит в теплое время, а девочки в прозрачных платецах с веревочкой на попе. Я утрирую? Ну а где же граница тогда в одежде если Вам не нравится мое высказывание? Так никто не сделает, ведь у нас нормальные люди? Да это только вопрос времени.
Лучшие ученики, из которых получаются премьер министры (например Великобритании) учатся в школах где есть и дресскод, и строгие наказания и многое другое, ибо этих хотят научить чему-то.
А для массовки достаточно учиться в "демократичных" школах, ну чтобы поменьше получали эти самые знания, умных сейчас много не надо.
А я уверена, что форма настраивает на рабочий лад и выравнивает немного школьников из разных социальных групп! Мы в учились и с требованием формы, и без, разница существенная!
Не на рабочий а на творческий лад настраивает не форма а теплая дружественная обстановка дома с родителями, которые на это настраивают а не стремятся самовыразиться в детях наряжая их крикливо, побогаче зачастую совсем не по возрасту с применением догогих акцессуаров. Посмотрите на детей и вы увидите каковы их родители.
Вот вы и самовыразились, втыкая своё мнение, попирая чужое! Крикливо, возможно не по возрасту!
Школьная форма необходима, дети должны выделятся не шмотьем, а умом!
А взрослые чем должны выделяться?
Ну если ума нет тогда только внешним видом.
Это тема для другой статьи.