Анализ негативных новшеств в возврате госпошлины с 2020 года. Письмо в Минфин.
29.09.2019 г был принят Закон О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Часть незначительных изменений, касающихся порядка возврата госпошлины были приняты, по моему не скромному мнению, не без моего непосредственного участия. Об этом я писала ранее вот здесь.
Однако, помимо этого, были введены новшества, которые, как я считаю повлекут за собой негативные последствия для налогоплательщиков.
Свой анализ, я изложила в письме в Минфин, которое, конечно же отправило ему.
Текст его предлагаю вам мои читатели, на ваш строгий суд:
Здравствуйте!
В ответ на Ваше письмо 03-05-06-03/75345 от 29.09.2019 года сообщаю следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Вместе с тем, в Вашем письме Вы сообщаете мне, что 29.09.2019 был принят закон 325-ФЗ, ущемляющий права граждан, которые у них имееются на данный момент, в ситуации возврата госпошлины, вот в этой части:
"Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины аналогичным способом."
Ущемляет данный пункт права граждан по следующим основаниям.
Во-первых, в настоящее время Налоговый кодекс РФ не содержит прямого запрета на подачу заявления через личный кабинет налогоплательщика и тем более не ограничивает данную возможность способом подачи заявления на возврат госпошлины в суд.
Так, в действующей редакции статьи 333.40 сказано:
"Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина".
При этом форма данного заявления не уточнена.
В пункте 7 данной статьи сказано: "Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса."
А в пункте 2 статьи 79 главы 12 написано: "Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога".
Таким образом, в настоящее время ничего не мешает налогоплательщику физическому лицу подать заявление через личный кабинет налогоплательщика.
Если Вас смущает платежный документ, то во-первых, оригиналом электронного документа является сам электронный документ, а во-вторых, при возврате госпошлины частично и вовсе нужна копия. Таким образом, в указанных двух случаях нет никаких препятствий для подачи заявления на возврат госпошлины через личный кабинет налогоплательщика.
Если же госпошлина уплачивалась в суд, здесь ситуация следующая.
Как Вы указывали ранее в своем письме, Вам нужен электронный документ суда. Для того, чтобы его получить физическому лицу, достаточно быть просто зарегистрированным в системе "ГАС Правосудие", либо иметь доступ к личному кабинету на сайте соответствующего суда. При этом неважно, каким способом было подано заявление на возврат госпошлины: лично, по почте или через интернет - получить документ суда в электронном виде при наличии личного кабинета все равно можно. То есть и в данном случае в настоящее время нет никаких препятствий для использования личного кабинета налогоплательщика с целью подачи заявления на возврат госпошлины.
Однако с 1 января 2020 года ситуация резко меняется, поскольку законом 325-ФЗ вводится зависимость возможности электронного способа подачи заявления от способа подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий. А это значительно усложняет жизнь граждан, ущемляет их права, поскольку подать документы в электронном виде теперь смогут не все, а лишь немногие, и это никак не способствует развитию цифрового общества.
То есть одни граждане смогут воспользоваться возможностью подачи заявления в электронном виде, а другие нет.
Опять же, а если я заявление на возврат госпошлины в суд подала через интернет, а само исковое заявление лично, я что, не смогу в данном случае подать заявление в налоговую через интернет?
Вы понимаете, сколько сложностей, непонятностей и противоречий вызовет введенный пункт?
Во-вторых, даже если все граждане с 2020 года начнут подавать все через интернет, что делать тем, кто уже подал заявление не так? Они же и предположить не могли, что вы так ограничите их в правах.
В-третьих, самая последняя Ваша фраза: "... уплаты соответствующей государственной пошлины аналогичным способом."
Я госпошлину (и думается мне, что ни одна я платила через систему Сбербанк Онлайн), платила в 2017 году еще до того, как был введен данный закон. Она подключена к Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. Но Сбербанк Онлайн, равно как и интернет-банки, не относится к ни к системе ЕСИА, ни к другим порталам госуслуг.
И что получается, что они также не смогут подать заявление через интернет, через личный кабинет налогоплательщика?
В связи с вышеизложенным прошу Вас дать разъяснения по трем указанным выше вопросам:
1. Что будет означать на практике: "Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины аналогичным способом."
И почему он так ущемляет права граждан по сравнению с действующими нормами Налогового кодекса.
2. Что делать тем, кто подал заявление не через интернет до вступление в силу нового закона.
3. Смогут ли подать заявление через интернет те, кто заплатил госпошлину через интернет-банки, например, как я через Сбербанк Онлайн.
Спасибо всем, что прочитали.
Приглашаю к дискуссии.
Статья: Родили ребёнка – получите ежемесячно заработную плату за это! Где и когда начнут платить зарплату родителям,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: «Бомж-ракеты» угрожают России. Украина создает собственную ракету способную атаковать Москву,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: Авария на котельной: около 80 000 жителей Ростова-на-Дону остались без отопления,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: Похудела на 24 кг после рождения дочери. Была молодая и глупая, но худая,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: Цены на фрукты и овощи перед Новым годом в Калининграде! Мой поход в «Спар»,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе
Когда индивидуум решает основательно свою частную проблему, в итоге он решает общегосударственную проблему.
Спасибо, надеюсь мне удастся ее все-таки решить. Какие-то подвижки всё-такие есть, но что-то мне кажется они перемудрили опят
Вот поэтому надо к ним обращаться с готовыми формулировками, с проектами статей закона.
В этом случае возможно два варианта - либо примут, либо отвергнут.
Дык я такую форулировку им не делала, они сами ее придумал
На будущее на заметку возьмите, что надо продвигать конкретный проект статьи закона.
Интересная мысль.