Надбавка за особые условия труда. Часть 3
Здравствуйте.
Предлагаю вашему вниманию продолжение темы про надбавки и компенсации. Для удобства чтения, информацию буду публиковать частями.
Надбавка за особые условия труда
В соответствии с трудовым законодательством работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрены гарантии и компенсации. Расскажу, какие обязательства перед работником должно выполнить учреждение и чем при этом нужно руководствоваться.
Установленные гарантии
Согласно ч. 1 ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на компенсации, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Минимальные размеры таких компенсаций предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (далее — Постановление N 870).
Вместе с тем работодатель вправе с учетом своего финансово-экономического положения установить коллективным договором, локальным нормативным актом повышенные или дополнительные компенсации за такую работу (ч. 3 ст. 219 ТК РФ).
Следует учесть! Не допускается привлечение к работе во вредных, тяжелых и (или) опасных условиях (по отдельным видам работ) работников, не достигших 18 лет (ст. 265 ТК РФ), женщин (ст. 253 ТК РФ). Перечни работ, при выполнении которых запрещается применение труда указанных лиц, утверждены Постановлениями Правительства РФ от 25.02.2000 N N 162, 163.
В соответствии с п. 1 Постановления N 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест гарантируются следующие компенсации:
- — повышение оплаты труда — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
- — ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней;
- — сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 ч в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ.
Определить сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда было поручено Минздравсоцразвития России (п. 2 Постановления N 870). Но соответствующие документы до сих пор не утверждены.
В такой ситуации размер компенсаций работодатель вправе установить самостоятельно с учетом своего финансово-экономического положения (Информационное письмо Минтруда России от 13.02.2013, Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2013 N АКПИ 12-1570).
Для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать:
— Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22;
— Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20;
— Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78;
— иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей ТК РФ.
Оплата труда
Право работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, на оплату труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, закреплено в ст. 147 ТК РФ.
Трудовой кодекс РФ не конкретизирует, в каких именно величинах должно устанавливаться повышение оплаты в локальных актах, коллективном или трудовом договоре — в твердой сумме или в процентном соотношении к тарифной ставке (окладу).
Следует учесть! Компенсации работникам предоставляются исходя из конкретных условий труда у работодателя, определяемых по результатам аттестации рабочих мест. Работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест (ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342 н).
Непроведение аттестации не освобождает работодателя от обязанности предоставлять работнику, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, доплаты и компенсации (Постановление Президиума Алтайского краевого суда от 09.08.2011 N 44 г-43/2011, Решение Ленинского районного суда г. Уфы от 08.08.2012 по делу N 2-2912/12).
В то же время нужно иметь в виду следующее:
- — согласно Постановлению N 870 минимальный размер доплаты привязан к тарифной ставке (окладу) по конкретной должности (специальности, профессии);
- — зависимость размера доплаты от тарифной ставки или оклада по конкретной должности (специальности, профессии) необходимо учитывать при заполнении карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
- — при повышении работникам размеров окладов (тарифных ставок) придется изменять и размер доплаты в случае, если такой размер, установленный в твердой сумме, после повышения оклада (тарифной ставки) окажется ниже минимума, гарантированного законодательством, т.е. ниже 4% от нового размера оклада (тарифной ставки).
Поэтому на практике, как правило, размер повышенной оплаты устанавливается в процентном соотношении к окладу (тарифной ставке).
По смыслу ст. ст. 146, 147 ТК РФ повышенная оплата предоставляется именно за фактическую работу в особых условиях. Поэтому работодатель обязан оплачивать в повышенном размере все часы, когда работник фактически работал в этих условиях, независимо от того, осуществлялась работа в пределах или сверх месячной нормы рабочего времени, в рабочий день по графику либо в выходной или нерабочий праздничный день.
Если в праздничный день работник был привлечен к работе во вредных условиях, работодатель обязан предоставить за часы работы в этот день оба вида гарантий одновременно: за работу в нерабочий праздничный день и за работу во вредных условиях.
Пример 1. Работник работает по пятидневке по 8 ч в день, суммированный учет рабочего времени не установлен. Время от времени он выполняет работу во вредных условиях, за что ему производится доплата в размере 4% от оклада (оклад составляет 15 000 руб.). По распоряжению работодателя работник отработал сверхурочно 8 ч во вредных условиях 04.11.2013.
Работа в нерабочий праздничный или выходной день в данном случае должна быть оплачена в размере, не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы). Определим часть оклада за час работы работника в ноябре 2013 г. исходя из нормы соответствующего месяца: 15 000 руб. / 160 ч = 93,75 руб.
Таким образом, за отработанный работником нерабочий праздничный день в ноябре 2013 г. необходимо начислить 1500 руб. (93,75 руб. x 2 x 8 ч).
Предположим, в этом месяце работник работал во вредных условиях только 60 ч, включая часы, отработанные в праздничный день.
Размер доплаты за работу во вредных условиях составит 225 руб. (93,75 руб. x 60 ч x 4%).
Следовательно, за ноябрь работодатель должен выплатить работнику заработную плату в размере 16 725 руб. (15 000 руб. + 1500 руб.
«Высота, как вредный производственный фактор».
Работа на высоте: льготы и доплаты
В продолжении темы хочу рассказать про один интересный вредный производственный фактор (далее – ВПФ), который называется ВЫСОТА. Цель статьи показать что высота формально является опасным производственным фактором, но по своему функционалу гарантий, компенсаций, доплат равнозначна ВПФ. У всех на словах вредное производство, вредники и многие считают что за ВПФ положены «бонусы ТК РФ», а за опасные производственные факторы нет. Спрашивается, а что тут особенного и интересного? А все-таки есть нюансы.
НЮАНСЫ:
Высота не включена в список ВПФ которые содержатся в Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» и в Р 2.2.755-99 «Тяжесть и напряженность» и соответственно за высоту не будет произведена доплата за вредные условия труда (далее – ВУТ).
Пример из практики. У сварщика в карте аттестации рабочего места (далее – карта АРМ) про высоту сказано что «высота у данного работника является не характерным ВПФ». Напоминаю что, в подавляющем большинстве случае сварщик также как и монтажник работает на высоте! Но в нашем случае по мнению аттестующей организации монтажно-сварочные работы и высота это как небо и земля, что видится весьма странно!
Что делать? – Оспаривать карту АРМ в суде.
Доказательствами того что сварщик работает на высоте является:
1)Текст ТИ РО-052-2003 (извлечение) Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) типовая инструкция по охране труда для электросварщиков ТИ РО-052-2003 Дата введения 2003-07-015.52.2.
"...Электросварщики обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
— расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли;..."
Примечение. Исходя из положений ПОТ РМ-012-2000, значительной высотой следует считать высоту cвыше 5 метров.
2) Наряд-допуск на верхолазные работы.
Верхолазные работы относятся к работам повышенной опасности и проводятся по наряду-допуску, в котором должны предусматриваться организационные и технические мероприятия по подготовке и безопасному выполнению этих работ (п.1.13. ПОТ РМ-012-2000).
Доказательства того что высота является ВПФ:
1) Работы на высоте относятся к категории работ с повышенной опасностью, соответственно высота будет являться ВПФ. Этот вывод косвенно вытекает из Письма Минздрава РФ от 19.10.2000 N 2510/11377-32″ «О примерном отраслевом перечне работ повышенной опасности» и Письма Департамента здравоохранения г. Москвы от 12.06.2006 N 44-18-2349.
2) Текст п. 5.52.2. ТИ РО-052-2003 (см. выше). 3) Текст п. 6.3.1. и п. 6.4.2. ПОТ РМ-012-2000.
4) Текст п. 4.9. СНиП 12-03-2001. Часть 1. Общие требования.
5) Самое главное доказательство – Текст ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ (извлечение)
ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ
1. Классификация опасных и вредных производственных факторов
1.1 Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы:
-физические;
-химические;
-биологические;
-психофизиологические.
1.1.1 Физические опасные и ВПФ подразделяются на следующие:
— расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли;
-повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
-повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;
-повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
-повышенный уровень шума на рабочем месте;
-повышенный уровень вибрации;
-повышенный уровень инфразвуковых колебаний;
-повышенный уровень ультразвука;
-повышенная или пониженная влажность воздуха;
Примечение. Исходя из положений ПОТ РМ-012-2000, значительной высотой следует считать высоту cвыше 5 метров.
Согласно статье 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) в повышенном размере оплачивается труд следующих категорий работников:
— занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;
— занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии с положениями статьи 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Если размер соответствующей доплаты не установлен федеральным или отраслевым нормативным актом, то организация может установить размер доплаты самостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17 июля 1999 года №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» одним из основных направлений в области охраны труда является установление компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Данное положение закреплено также в статье 210 ТК РФ.
Согласно статье 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Поэтому для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах должны быть установлены:
¨ Компенсации, предусмотренные статьей 219 ТК РФ, которые не подлежат налогообложению ЕСН на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), а также не подлежат налогообложению НДФЛ на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ, согласно которым не облагаются единым социальным налогом и НДФЛ все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением работником трудовых обязанностей (кроме оплаты труда в повышенном размере).
¨ Оплата труда в повышенном размере, с учетом положений статьи 147 ТК РФ. Эта доплата подлежит налогообложению ЕСН и НДФЛ на общих основаниях.
Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест.
Доплаты за неблагоприятные условия труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест или оценки условий труда лицам, непосредственно занятым на работах, на которых предусмотрены доплаты и начисляются за время фактической занятости работников на таких рабочих местах или в таких условиях труда.
При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшаются или отменяются полностью.
До определения Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда следует руководствоваться Типовыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, утвержденных Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС.
В частности, Постановлением Госкомтруда СССР №460, Секретариата ВЦСПС №26-60 от 3 ноября 1986 года «Об утверждении перечня грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда» утвержден Перечень грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда.
Следует учесть, что в тех случаях, когда перечисленные в Перечне грузы продукции химической промышленности и промышленности по производству минеральных удобрений находятся в герметической небьющейся таре, оплата труда производится по тарифным ставкам, установленным на погрузочно-разгрузочные работы для остальных грузов.
Статья 135 ТК РФ дает право руководителям организаций самостоятельно устанавливать условия оплаты труда, которые не могут быть ухудшены, по сравнению с установленными ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 года №387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» установлено, что доплаты за условия труда производятся на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, в процентах к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах:
¨ на работах с тяжелыми и вредными условиями труда — 4, 8, 12 процентов;
¨ на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — 16, 20, 24 процента.
Приказом Гособразования СССР от 20 августа 1990 года №579 «Об утверждении Положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы гособразования СССР» утверждено Положение о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы гособразования. В Положении приведены развернутые перечни работ, на которых устанавливаются доплаты в размере до 12% и до 24%, в зависимости от их характера.
Запрещается привлекать к работе с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда лиц моложе 18 лет (статья 265 ТК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №163 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.
Следует учитывать следующее:
Если в перечень включены профессии рабочих под общим наименованием, то запрещение применения труда лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, распространяется на подручных, помощников и старших рабочих этих профессий.
Применение труда лиц моложе восемнадцати лет на работах, включенных в перечень, запрещается во всех организациях независимо от отраслей экономики, а также организационно-правовой формы собственности.
При прохождении производственной практики (производственного обучения) учащиеся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшие шестнадцатилетнего возраста, могут находиться на работах, включенных в перечень, не свыше четырех часов в день при условии строгого соблюдения на этих работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда. Разрешение на прохождение производственной практики не распространяется на отдельные условия и виды работ (работа на высоте, верхолазные, взрывоопасные работы, подземные и подводные работы).
Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в перечень, допускается для лиц не моложе семнадцати лет при условии достижения к моменту окончания обучения восемнадцатилетнего возраста. Условие в отношении продолжительности и условий обучения распространяется на данную форму подготовки.
Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее трех лет по профессиям, включенным в перечень, и не достигшие восемнадцатилетнего возраста, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда.
Работодатель может принимать решение о применении труда лиц моложе восемнадцати лет на работах, включенных в настоящий перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации.
.Статьей 253 ТК РФ ограничено привлечение женщин к работе с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.
Работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации.
Этим же Постановлением установлен Перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается, в виде исключения, применение женского труда.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными актами.
Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со статьей 316 ТК РФ:
«Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере».
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года (О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера)» и внесенными в него впоследствии изменениями.
Целью установления районных коэффициентов является компенсация повышенных расходов, связанных с проживанием в местностях с тяжелыми климатическими условиями.
Размер и порядок выплаты районных коэффициентов определяется федеральным законом. В Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 9 июня 2003 года №1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда Российской Федерации от 19 мая 2003 года №670-9, ПФ Российской Федерации от 9 июня 2003 года №25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» дано разъяснение по вопросу, касающемуся размеров районных коэффициентов к заработной плате работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Для рабочих и служащих производственных отраслей районные коэффициенты установлены в следующих размерах.
Статьей 317 ТК РФ установлено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 ТК РФ.
Суммы процентных надбавок относятся к расходам на оплату труда в полном размере (статья 255 НК РФ).
Процентные надбавки, в отличие от районных коэффициентов, выполняют стимулирующую функцию. Если районный коэффициент выплачивается независимо от стажа работы, то надбавки начисляются в зависимости от непрерывного стажа работы в северных регионах.
До принятия соответствующего федерального закона при определении размеров надбавок и порядка их выплаты следует руководствоваться Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года №2 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах крайнего севера и в местностях, приравненных к районам крайнего севера, в соответствии с действующими нормативными актами», а также Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года №3 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с постановлением ЦК КПСС, совета министров СССР и ВЦСПс от 6 апреля 1972 года №255», которым утверждена Инструкция о порядке предоставления работникам учреждений и организаций, социальных гарантий и компенсаций (применяется в части не противоречащей ТК РФ).
Работникам учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к месячной заработной плате без учета районного коэффициента. В Разъяснении №3, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года №49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего севера, приравненных к ним местностях, в южных районах восточной Сибири, Дальнего востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», особо отмечено, что процентные надбавки начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
Обратите внимание!
Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» изменена система государственных гарантий и компенсаций лицам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядок их предоставления.
«Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере;
Статья 316. Районный коэффициент к заработной плате
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере;
Статья 317. Процентная надбавка к заработной плате
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере».
Порядок и особенности определения трудового стажа, дающего право на получение надбавок, определены Постановлением Минтруда Российской Федерации от 16 мая 1994 года №37 «Об утверждении Разъяснения «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах крайнего севера,
приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия».
Источник: Подробнее ➤
Сколько же трудов... спасибо.
Хорошо.
Спасибо.
Спасибо!
Спасибо.