Направленность и содержание криминологической профилактики организованной преступности
Типы профилактик
Основные направления по предупреждению преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями, в соответствии с ведомственными рекомендациями, классифицируются по трем основным уровням: общесоциальный (общая профилактика), специально-криминологический (криминологическая профилактика), индивидуальный (индивидуальная профилактика).
Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной, нравственно-духовной жизни, правовой сферы и т.п.
При этом следует отметить, что меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют не только на причины и условия организованной преступности, но практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности.
Задачей специальных мер является устранение действия конкретных криминогенных факторов либо смягчение действия негативных нравственных норм, создание обстоятельств, препятствующих совершению преступлений.
Специально-криминологические меры должны разрабатываться и осуществляться применительно к различным видам преступлений, в том числе совершаемых организованной преступностью, типам преступного поведения, к различным сферам общественной жизни, социальным группам, отраслям хозяйства.
Основным субъектом специально-криминологического предупреждения рассматриваемых преступлений являются органы внутренних дел, которые осуществляют предупреждение в соответствии со своими должностными обязанностями.
Меры предупреждения преступлений
В системе мер по предупреждению преступлений, совершаемых организованной преступностью, на специально-криминологическом уровне можно выделить следующие основные направления:
- предупреждение общеуголовных преступлений насильственной направленности (разбои, бандитизм, похищения людей, вымогательство);
- предупреждение других общеуголовных преступлений, в которых насилие может наличествовать, но не является обязательным элементом состава преступления (торговля оружием, торговля людьми, вымогательство денег под обеспечение защиты, завуалированное под выполнение различных работ и услуг, угон автомобилей и др.);
- предупреждение преступлений, связанных с пороками общества (незаконный оборот наркотиков, сутенерство, проституция, незаконные азартные игры);
- предупреждение преступлений в экономической (хозяйственной) деятельности;
- предупреждение преступлений, основанных на симбиозе общеуголовной и экономической преступности.
Для предупреждения общеуголовных преступлений сотрудники органов внутренних дел проводят:
- мониторинг оперативной обстановки в сфере борьбы с организованной преступностью с привлечением специалистов научных и научно-исследовательских учреждений;
- принимают меры по разобщению организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) на ранних стадиях их формирования путем поиска и своевременной реализации информации упреждающего характера;
- осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению преступлений, в том числе по предупреждению противоправной деятельности участников организованных групп и преступных сообществ;
- в пределах компетенции осуществляют мероприятия по недопущению проникновения представителей организованных групп и преступных сообществ в органы власти;
- разрабатывают и организуют проведение специальных операций и оперативно-профилактических мероприятий в сфере борьбы с организованной преступностью;
- осуществляют взаимодействие со всеми подразделениями органов внутренних дел и другими правоохранительными органами;
- выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах компетенции меры по их устранению, проводят другие оперативно-профилактические мероприятия.
Для предупреждения общеуголовных преступлений насильственной направленности важное значение имеет эффективная и качественная охрана имущества физических и юридических лиц, в том числе государственной собственности, чаще всего подвергающейся криминальным покушениям со стороны организованной преступности. Ненадлежащая охрана собственности является своего рода мотивом для совершения нападений с целью ее завладения [1].
Индивидуальная профилактика
Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой конкретизацию общесоциальных и специально-криминологических мер в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами. Эта деятельность направлена на:
а) устранение неблагоприятных воздействий на конкретную личность, могущих привести к формированию антиобщественной направленности и общественно опасному поведению;
б) изменение социально неодобряемого поведения, ведущего к переходу на преступный путь, и коррекцию порождающих его ориентаций и черт личности;
в) применение неотложных мер по предупреждению непосредственно подготавливаемых преступлений, пресечению попыток их совершения.
Индивидуальная профилактика возможна в различных формах, в первую очередь, применяемых к рядовым участникам профессиональной криминальной среды, а именно:
- наблюдение за их поведением, их предостережение о недопустимости нарушения закона, использование иных средств правового контроля за их поведением;
- оказание им необходимой правовой помощи, содействие в бытовом и трудовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы;
- защита их прав и законных интересов;
- направление их в необходимых случаях на принудительное лечение от наркомании или алкоголизма; использование антикриминогенного потенциала семьи, родственников и других близких этим людям лиц;
- оказание психиатрической помощи тем из этих лиц, которые имеют психические отклонения, или принятие мер к их принудительному лечению;
- изменение их мировоззрения с помощью привлечения для этих целей религиозных организаций; привлечение этих лиц к уголовной, административной и другим видам юридической ответственности.
Такое предупреждение осуществляется в отношении отдельных преступников с целью нейтрализации их общественной опасности, прежде всего криминальной мотивации, а также в воспитании потенциальных субъектов криминальной среды, для отрыва от этой среды [2].
В общем же, индивидуальная профилактика включает в себя следующие меры:
- профилактическая беседа;
- направление информации о причинах и условиях антиобщественного поведения;
- постановка на профилактический учет;
- установление наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, судимых за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;
- оказание социальной помощи профилактируемым лицам [3].
Таким образом, высокий уровень сплоченности и организованности преступных сообществ, их коррумпированность и продуманность системы защиты от правоохранительных органов должны находить адекватное отражение в разработке следующих мер криминологической профилактики:
- консолидация усилий общества и государства. Только на государственном уровне возможно эффективное воздействие на причины, порождающие организованную преступность. Причины же находятся в сферах экономической, политической, социальной и духовной;
- большая консолидация всех сил правоохранительных органов;
- высокий профессионализм сотрудников и продуманная система их социальной защищенности;
- применение специальных методов и средств;
- укрепление правовых основ оперативно-розыскной деятельности;
- применение силы, адекватной масштабу преступной деятельности;
- научное и пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью.
Литература:
1. Зоиров Д.М. Организованная преступность в государствах – участниках СНГ: некоторые направления профилактики / Д.М. Зоиров // Юридическая наука: история и современность. – 2017. – № 8. – С. 97–98.
2. Зоиров Д.М. Организованная преступность в государствах – участниках СНГ: некоторые направления профилактики / Д.М. Зоиров // Юридическая наука: история и современность. – 2017. – № 8. – С. 100–101.
3. Павлик М.Ю., Сальников П.П. Предупреждение организованной преступности / М.Ю. Павлик, П.П. Сальников // Юридическая наука: история и современность. – 2013. – № 11. – С. 103.
Профилактика организованной преступности, мера запоздалая,
это как реанимация скелетированных останков
Что ж поделать, если в нашем законодательстве приоритет - противодействию преступности, а не борьбе с ней...
Да и то-далеко не всегда.
Интересно. Благодарю Асхат.
Вот это силища. Только кто исполнять будет?
Благодарю за интересную публикацию.