Должнику на заметку
Алгоритм общения с кредиторами и их представителями
(коллекторами, МФО, банками)
1. Уточнить наименование компании лица, которое с вами связывается. (попросить представиться, уточняя полное наименование организации, от которой он звонит)
Если лицо не представляется, то пояснить, что это является нарушением закона и вы не будете общаться с неустановленным лицом.
2. Если лицо угрожает или оказывает иное психологическое воздействие - сказать ему, что данный разговор записывается на диктофон и будет приобщен вашим юристом к жалобе, направленной в Службу судебных приставов, Центробанк, Национальную ассоциацию профессиональных агентств-коллекторов, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Полицию и Прокуратуру.
3. Можно написать заявление на имя организации, с просьбой вести все переговоры с вашим юристом. С этого момента коллектор обязан вести переговоры об урегулировании долга только с ним.
Дополнительно узнаёте имя, e-mail, сайт коллекторского агентства и отправляете электронное письмо.
4. Если нарушают следующие положения, то можно писать жалобу.
Не допускается непосредственное взаимодействие с должником:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;
2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;
3) посредством телефонных переговоров:
а) более одного раза в сутки;
б) более двух раз в неделю;
в) более восьми раз в месяц.
Не допускаются текстовые, голосовые и иные сообщения:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) общим числом:
а) более двух раз в сутки;
б) более четырех раз в неделю;
в) более шестнадцати раз в месяц.
В телеграфных сообщениях, текстовых, голосовых и иных сообщениях, в целях возврата просроченной задолженности, должнику должны быть сообщены:
1) фамилия, имя и отчество либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;
2) сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе могут указываться ее размер и структура;
3) номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
5. Другие инструменты, которые часто используют коллекторы в своей работе:
● Публикация объявления на входной двери в подъезде или квартире должника. Прямо запрещено законом – сведения, относятся к персональным данным раскрытие которых противоречит закону. При условии, если: указаны имя и фамилия должника, номер квартиры, телефон или сумма долга.
● Запрещено обнародование информации о должнике в социальных сетях – сумма долга и ссылка на аккаунт.
● Запрещено сообщать сведения о долге третьим лицам (вне зависимости от родственного положения). Например, даже если коллектор общается с матерью должника. Можно передать только информацию о задолженности, без указания суммы и других деталей.
6. С коллекторами главное соблюдать простые правила общения:
● У них цель вывести вас из равновесия, напугать, обрисовать негативные последствия в случае несвоевременного возврата долга. Очень часто этот приём работает. Но здесь важно действовать по принципу «против каждого лома, найдётся свой эффективный приём».
● Коллекторы очень уязвимы, как это не покажется странным. Малейшее превышение должностных обязанностей грозит приостановлением деятельности и возбуждением уголовного дела. Использовать психологические приёмы давления возможно, только против тех должников, которые не знают своих прав.
7. Рекомендация: все общение фиксировать и производить аудио и/или видеозапись.
8. Может изучить законы, регулирующие коллекторскую деятельность:
-Основной закон, определяющий поведение кредитора или его представителя - ФЗ N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
-Гражданский кодекс – определяет порядок передачи долга от кредитора представителю или новой компании.
-Закон о защите прав потребителей – регламентирует отношения, связанные с ведением переговоров с должником. Права потребителей имеют такую же законность действий как при розничном обслуживании или визите коллектора по месту проживания должника.
-Закон «Об исполнительном производстве» — регламентирует работы с должником – меры, срок взыскания и т. д.