Кэшбэк отменяют из-за мер ЦБ РФ
Новые правила касаются популярных в онлайне категорий — продуктов, лекарств, одежды и электроники
Газпромбанк, «Хоум Кредит» и Кредит Европа Банк отменили начисление кэшбэка за оплату картами в интернет-магазинах. Это произошло после решения ЦБ уменьшить эквайринговые тарифы на такие покупки в рамках антикризисных мер
Банки начали сокращать программы лояльности на фоне регулирования Банком России комиссий за прием карт, которую магазины платят банкам. Из-за решения ЦБ их уже изменили Газпромбанк, «Хоум Кредит» и Кредит Европа Банк.
На фоне распространения пандемии и введения карантинных мер ЦБ с 15 апреля по 30 сентября установил сниженную комиссию за эквайринг для онлайн-магазинов на уровне 1% вместо средней по рынку в 1,2–2,2%. Новый тариф распространяется на покупки продуктов, лекарств, одежды, товаров повседневного спроса, а также бытовой техники, электроники и средств связи. Снижение комиссии даст возможность торгово-сервисным предприятиям предлагать товары повседневного спроса с доставкой, а гражданам — осуществлять онлайн-покупки, не выходя из дома, отмечал регулятор.
Вслед за решением Банка России платежные системы снизили до 0,7% межбанковскую комиссию — часть эквайрингового тарифа, которую банк-эквайер, обслуживающий магазин, платит банку-эмитенту карты покупателя. Именно с доходов от этой комиссии банк-эмитент и направляет средства на кэшбэк.
Газпромбанк с 1 мая по 30 сентября прекращает начисление кэшбэка и миль по операциям в интернете для видов товаров, определенных Банком России, рассказал РБК представитель банка.
Кредит Европа Банк временно отменит такой кэшбэк с 6 мая. Размер эквайринговой комиссии «прямо влияет на размер вознаграждения банку, который выпустил карту покупателя и, конечно, на банковские программы лояльности, которые в основном построены как раз из расчета данного вознаграждения», объяснил Кредит Европа Банк в письме клиентам, с которым ознакомился РБК. На запрос РБК в банке не ответили.
«Хоум Кредит» с 27 апреля временно (до какого срока, не указывается) не будет начислять кэшбэк за покупки в интернет-магазинах по нескольким категориям, говорится на его сайте — это продукты, кафе, рестораны, бытовая техника, электроника, одежда, товары повседневного спроса, а также сегмент «здоровье и красота». «При оплате покупок на кассе в магазинах или через терминал у курьера размер начисляемого кэшбэка останется прежним», отмечает банк.
Карты снизивших кэшбэк банков стали победителями в рейтинге Frank RG по номинациям лучших программ лояльности за 2019 год. «Умная карта» Газпромбанка признана самой выгодной дебетовой картой с денежным кэшбэком и самой выгодной для путешественников в премиальном сегменте. Кредитная карта Кредит Европа Банка победила в номинации «самая выгодная кредитная карта с бонусной программой в массовом сегменте». Карта «Польза» банка «Хоум Кредит» признана лучшей картой с программой лояльности по всему комплексу показателей.
Что будет с кэшбэком в других банках
Банки начинают пересматривать условия своих программ лояльности из-за снижения ставок интерчейнджа, сообщила руководитель проектов Frank RG Анна Стогниенко. Сейчас почти все операции по картам идут через интернет. У Газпромбанка программа лояльности автоматически определяет категорию самых больших трат и начисляет в ней повышенный кэшбэк, а так как сейчас все операции по картам идут в интернете, то банк получает прямые убытки, пояснила Стогниенко. У Кредит Европа Банка также чувствительная программа лояльности: повышенные бонусы в ней начислялись за покупки в категории «универмаги», к которым относятся и многие интернет-магазины. У «Хоум Кредита» начисляется повышенный кэшбэк в категориях, по которым проходят почти все интернет-магазины. В нынешних условиях программа без изменения условий становится экономически нецелесообразной, резюмировала Стогниенко.
Представители других крупных банков ответили, что либо не приняли решение об уменьшении кэшбэка и анализируют ситуацию, либо не нашли предпосылок для его снижения. Альфа-банк, Промсвязьбанк, Тинькофф Банк и Райффайзенбанк решили не ухудшать кэшбэк. ВТБ, МКБ, «Открытие», Росбанк, банк «Санкт-Петербург», «Уралсиб» и банк «Русский стандарт» пока не меняют условия и следят за рынком.
Сбербанк (единственный крупный банк, начисляющий баллы, которые нельзя перевести в рубли по курсу 1 балл = 1 рубль) решил не ухудшать условия, а адаптировать программу лояльности, отметил генеральный директор оператора программы «Спасибо от Сбербанка» Андрей Писарев. «Мы усиливаем совместно с нашими партнерами все наши онлайн-предложения, работаем над запуском новых геймификационных активностей и прорабатываем еще целый ряд идей, направленных на то, чтобы поддержать наших клиентов в это непростое время», — отметил он.
По мнению Стогниенко, другие банки могут решиться на массовую отмену кэшбэка в интернете летом текущего года, если в мае рынок не начнет восстанавливаться. Снижение эквайринговой комиссии и соответственно ставки интерчейнджа приведет к сокращению доходов банков-эмитентов, поэтому уже в среднесрочной перспективе рынок может отреагировать снижением объемов программ лояльности, утверждает начальник управления по развитию электронной коммерции Промсвязьбанка Равиль Айсин.
Как банки зарабатывают на кэшбэке: к сведению
Программы лояльности разработаны для того, чтобы клиенты чаще расплачивались картами. Основной заработок от комиссии за прием карт получает банк, который выпустил карту, так как ему поступает платеж от банка-эквайера (проводит транзакцию через свой терминал). Размер межбанковской комиссии пропорционально зависит от статуса карты и может доходить до 2% (из них банк тратит на кешбэк только 0,5–1%). Банки также могут получать комиссию от партнеров программы лояльности (производители товаров, торговые сети и т.д.), которые платят за то, что они приводят к ним больше покупателей. Производители могут платить до 15% от стоимости товара, торговые сети — 5–10%.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/finances/23/04/2020/5ea07eac9a794734fae8f52f?from=center
Вы пользуетесь кэшбэком?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Благодарю Вас за информацию.